ВажноОбщество

«Про Устинова, единственного самарского трижды Героя, забыли…»

Комментарий военного журналиста Андрея Бондаренко: Память о человеке, который превратил наш город в «Самару космическую», оказалась очень короткой. Короче расстояния в 385 метров между памятником Дмитрию Устинову в сквере его имени и мемориальным комплексом «Гордость, честь и слава Самарской области». В результате великий сын Самары оказался никак не обозначенным на 130-метровой самарской Стене Памяти. Получается, единственный самарский трижды Герой сегодня официально не является ни гордостью, ни честью, ни славой Самарской области?

Удивительный факт: на новом мемориале «Гордость, честь и слава Самарской области», возведенном на Волжском склоне под площадью Славы, пропущено имя самого выдающегося уроженца Самары. Самарца, который за свои отличия перед Отечеством стал даже не Героем, а единственным самарским трижды Героем! Это — Маршал Советского Союза Дмитрий Фёдорович Устинов (1908-1984), великий сын Самары, который был увенчан наибольшим числом высших государственных наград Страны Советов, дважды стал Героем Социалистического Труда — в1942-м и в 1961 годах, а в 1978-м году ещё и Героем Советского Союза. Один из 205 дважды Героев Социалистического Труда, который получил также звание Героя Советского Союза. За свои выдающиеся заслуги перед нашим народом и государством Дмитрий Фёдорович Устинов больше всех – 11 раз был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.

Все четыре года Великой Отечественной войны под началом этого сталинского выдвиженца предприятия народного комиссариата вооружения надёжно обеспечивали Красную Армию и Флот стрелковым оружием и артиллерийским вооружением. Винтовками, пулемётами, патронами к ним, пушками, гаубицами, мортирами всех калибров. Под его началом было создано оружие Победы для Советских Вооружённых Сил.

Заводами наркомата вооружения под руководством этого неуёмного в своей энергии, неутомимого и изобретательного наркома было выпущено просто колоссальное количество стрелкового и артиллерийского вооружения. В том числе свыше 482 тысяч полевых, морских, авиационных, зенитных, крепостных, железнодорожных орудий.

Танковыми пушками и пулемётами с его заводов были вооружены все 103 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, авиационными скорострельными пушками и пулемётами были оснащены все 134 тысячи самолётов, построенных за годы войны. В том числе все истребители МиГ-3 и штурмовики Ил-2 и Ил-10, выпущенные на куйбышевских авиазаводах.

За 4 года оружейники Устинова выпустили свыше 1,8 млн. ручных и станковых пулеметов, свыше 12 млн. магазинных и самозарядных винтовок, а также карабинов, около 6 млн. пистолетов-пулеметов (иначе – «автоматов»). Его патронные заводы произвели сотни миллиардов патронов к стрелковому оружию и снарядов к скорострельным зенитным и авиационным пушкам. Чтобы гитлеровская Германия и её союзники безвозвратно потеряли на полях сражений 8,6 млн. своих солдат и офицеров, потребовалось 430 миллиардов патронов всех видов общим весом 11,2 млн. тонн! Т.е. примерно по 1300 килограмм на каждого убитого и раненого гитлеровца.

Ни одна страна мира за годы Второй мировой войны не дала своим вооружённым силам столько вооружения и боеприпасов, сколько их дал Красной Армии и Флоту наркомат вооружения СССР, который 9 июня 1941 года возглавил самый молодой, 32-летний нарком Советского Союза. Вся западная и восточная Европа во главе с гитлеровской Германией произвели за 4 года стрелкового и артиллерийского вооружения и боеприпасов к нему меньше, чем принятые накануне Великой Отечественной будущим «маршалом тыла» Устиновым и умноженные им в ходе войны 1170 оборонных предприятий. За свои выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной генерал-полковник инженерно-технической службы Дмитрий Устинов был отмечен двумя высшими полководческими наградами Страны Советов – орденами Суворова и Кутузова 1-х степеней. Сталинский народный комиссар вооружения стал подлинным наркомом Победы!

После войны он — министр вооружения и оборонной промышленности СССР, заместитель и первый заместитель советского правительства. Академик Григорий Кисунько в своей книге «Секретная зона» написал: «Устинов был единственным министром, который увидел горизонты и перспективы ракетной техники». Уже в начале 1946 года он принял на своё министерство вооружения все заботы по её разработке, испытаниям и производству. В нише «Космос начинается здесь» самарского мемориального комплекса «Гордость, честь и слава Самарской области» помещены справки о первом главном конструкторе ракетно-космических систем Сергее Королёве и его верном соратнике, «генерале» самарской оборонки Дмитрии Козлове, которые формировали самарский ракетно-космический комплекс. Но на этой ракетно-космической экспозиции не нашлось места для портрета и рассказа о создателе всей отечественной ракетно-космической отрасли самарце Дмитрии Устинове, под непосредственным руководством которого они трудились с 1946 года!

Именно тогда по его приказу всю группу из 18 человек выпускников подчинённого ему артиллерийского Ленинградского военно-механического института, в том числе 25-летнего фронтовика-инвалида Дмитрия Козлова направили на четырёхмесячные курсы по «новой технике» — ракетной. По приказу того же Устинова вновь испечённого ракетчика распределили на работу в специальное конструкторское бюро при артиллерийском заводе №88. Оно по предложению Устинова вошло в состав созданного постановлением правительства при его министерстве вооружения Научно-исследовательского института реактивного вооружения. Козлова и других молодых специалистов Устинов командировал в Тюрингию — заниматься там сбором документации по изготовлению и сборке агрегатов немецкой ракеты дальнего действия А-4 («Фау-2») в институте «Нордхаузен», где главным инженером был Сергей Королёв. И судьбу последнего определил также Устинов: 9 августа 1946 года он своим приказом №83-К назначил «тов. Королёва главным конструктором «изделия №1» НИИ-88», т.е. ракеты «Фау-2».

Заслуга Устинова в том, что родившееся в составе оборонной промышленности отечественное ракетостроение в последующем превратилось в ракетно-космическую отрасль. Под его руководством ракетостроителями во главе с Сергеем Королёвым были созданы первые в мире стратегические ракеты средней дальности Р-5М и межконтинентальной дальности Р-7А, ведущим конструктором которых стал Дмитрий Козлов. Благодаря энтузиасту ракетной техники Дмитрию Устинову в Советском Союзе в 1957 году был выведен на космическую орбиту первый искусственный спутник Земли, в 1959 году созданы Ракетные войска стратегического назначения, а в 1961 году гражданин Советского Союза Юрий Гарин первым в мире совершил пилотируемый космический полёт. И вторую Звезду Героя Устинов получил в 1961 году за организацию успешного гагаринского полета как создатель и куратор ракетно-космической промышленности.
Наш город местные журналисты начали называть «Самарой космической». И заслуга в этом в первую очередь Дмитрия Фёдоровича Устинова, который добился перепрофилирования авиационного завода №1 в предприятие по серийному производству первых в мире стратегических ракет 8К71 – Р-7. Модификации «семёрки» в последующем стали космическими ракетами-носителями и прославили Самару. Поэтому после кончины самарца Устинова его именем был назван ракетно-космический завод «Прогресс», который с гордостью носил имя самарского трижды Героя до 1992 года. Но затем решения о его увековечении в родном городе были отменены прогрессирующими либералами и «рыночниками».

Правда, ещё 6 мая 1977 года Устинову в родной Самаре согласно статусу дважды Героя Социалистического Труда торжественно открыли бюст. Его установили в сквере, который в 1984 году получил его имя. С 1976 года и до конца своих дней маршал Устинов являлся министром обороны СССР. 27 октября 1978 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но медаль «Золотая» звезда» на постаменте памятника самарскому трижды Герою так и не появилась.

Ни в 1998-м, ни в 2008 году юбилеи самарского трижды Героя на малой его родине широко не отмечали. Так, на 100-летие со дня его рождения состоялось лишь торжественное заседание научно-технического совета предприятия в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ – Прогресс». А в «зимнем саду» Самарской губернской Думы прошло собрание Совета музея при думской библиотеке, посвященное 100-летию со дня рождения нашего земляка. На нём председатель Совета музея 91-летний самарский писатель-фронтовик Михаил Толкач представил свою книгу «Честь и боль Устиновых», посвященную семье выдающегося земляка, которую он издал на свои средства. Тиражом всего 100 экземпляров.

Власти города и области, самарские мэры и губернаторы своим участием и присутствием юбилейные мероприятия в честь маршала Устинова никак не поддерживали. В результате имеем то, что имеем: Подрастающие поколения самарцев о своём земляке – маршале тыла и наркоме Победы Дмитрии Фёдоровиче Устинове не знают. Чиновниками министерства образования уроженец Самары, ставший трижды Героем нашего Отечества, даже не включен в «Дневник школьника Самарской области».

Память о человеке, который превратил наш город в «Самару космическую», оказалась очень короткой.
Короче расстояния в 385 метров между памятником Дмитрию Устинову в сквере его имени и мемориальным комплексом «Гордость, честь и слава Самарской области». Отсюда и закономерный итог: к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, для достижения которой легендарный сталинский нарком вооружения, уроженец Самары, ставший дважды Героем Социалистического Труда, сделал очень много, его не включили в мемориальный список «Самарцы — Герои труда».

В результате великий сын Самары оказался никак не обозначенным на 130-метровой самарской Стене Памяти. Потому что никак не был признан ни самарскими чиновниками, ни историками и архивистами, ни представителями общественности, которые консультировали устроителей мемориала. Получается, единственный самарский трижды Герой сегодня официально не является ни гордостью, ни честью, ни славой Самарской области?

Андрей БОНДАРЕНКО,
самарский военный краевед.

*

По теме

Back to top button