Жизнь

Легенда о машине времени

Уже много лет люди лелеют надежду научиться управлять секундными стрелками, чтобы хоть краешком глаза созерцать себя в пространстве будущего или вернуться в прошлое, чтобы исправить ошибки и круто перевернуть свою судьбу. Саму идею о возможности создания устройства, способного перемещать людей как в прошлое, так и в будущее, в сознание многих людей внедрил роман Герберта Уэллса «Машина времени». С тех самых пор как эта книга появилась на прилавках книжных магазинов, учёные пытаются проникнуть в тайну времени.

Фото с сайта azura.blog.ru
Фото с сайта azura.blog.ru

Уэллс там был?

«Машина времени» – это первый роман Герберта Джорджа Уэллса.После смерти писателя его друг и душеприказчик Чарльз Пинк, разбирая бумаги, наткнулся на неизвестные ранее автобиографические записки фантаста, из которых он с удивлением узнал, что сэр Герберт в детстве оказался в машине времени и увидел будущее собственными глазами! Под впечатлением от этого путешествия Уэллс написал свой первый роман – «Аргонавты хроноса». В первоначальном варианте он изобиловал множеством технических подробностей, показавшихся редакторам надуманными. Скрепя сердце сэр Герберт переделал книгу и назвал её «Машина времени».

Несмотря на сопротивление редакторов, Уэллс во введении к роману оставил сцену, в которой Путешественник во Времени (имя его в рассказе не упоминается, но в первом варианте Уэллс назвал его доктором Небо) объясняет теоретические основы своего изобретения:

«Каждое реальное тело, – сказал Путешественник во Времени, – должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. Но вследствие прирождённой ограниченности нашего ума мы не замечаем этого факта. И всё же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвёртое – временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему, но только потому, что наше сознание от начала нашей жизни и до её конца движется рывками лишь в одном-единственном направлении этого последнего измерения. Время и есть то, что подразумевается под Четвёртым Измерением. Время ничем не отличается от любого из трёх пространственных измерений, кроме того, что наше сознание движется во времени.

Это означает, что если бы мы могли взглянуть на какого-нибудь человека извне нашего пространства-времени, то увидели бы одновременно прошлое, настоящее и будущее этого человека, так же как в трёхмерном пространстве мы единым взглядом охватываем все части волнистой линии, проведённой на бумажной ленте пером самописца, повторяющего одномерные пространственные движения уровня ртути в барометре».

Но вот что удивительно: читая рассуждения Путешественника во Времени сегодня, можно подумать, что Уэллс был знаком с великолепной работой Германа Минковского по обоснованию специальной теории относительности Эйнштейна. Линия, по которой ползает наше сознание, это, конечно, наша «мировая линия» – линия, которую мы описываем в четырёхмерном пространстве – времени Минковского, перемещаясь в трёхмерном пространстве. Но рассказ Уэллса в своём окончательном варианте появился за четырнадцать лет до того, как Герман Минковский опубликовал книгу «Пространство и время», в которой предложил геометрическое представление кинематики относительности, введя четырёхмерное псевдоевклидово пространство (известное сейчас как «пространство Минковского»). В этой книге Минковский провозгласил: «Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность».

По всей видимости, Уэллс действительно однажды побывал в будущем и узнал там столько удивительного, что этого хватило на всю его последующую писательскую жизнь.

Первые читатели отнеслись к роману как к фантазии, но с течением времени люди обнаружили, что в 76 книгах писателя содержится множество крайне любопытной информации, которую возможно было передать, только заглянув в будущее. В них можно найти описание и боевого лазера, и бытового видеомагнитофона, и автомобильных пробок, и танковых сражений, и даже ядерного оружия.

Удивительным, уникальным прогнозом был «уэллсовский лазер», которым он в романе «Война миров» вооружил марсиан, вторгнувшихся на нашу Землю. Уэллс написал, что луч марсиан, поражающий всё живое, не был расходящимся! Более полувека «заказные» физики глумились над невеждой-дилетантом Уэллсом, поскольку «любой луч света должен расходиться с расстоянием». Но когда лазер был изобретён, все критики Уэллса оказались посрамлены.

Предсказал атомную бомбу

В 1913 г. Уэллс заканчивает роман «Освобождение мира», написанный под явным влиянием Фредерика Содди, открывателя изотопов, лауреата Нобелевской премии 1921 года по химии. В этом романе Уэллс предсказывает изобретение… атомной бомбы. Кстати, именно он изобрёл этот термин – «атомная бомба». В качестве ядерной взрывчатки Уэллс использует искусственный элемент каролиний, по всей видимости, это – нынешний плутоний. Кроме того, Уэллс предрекает, что его атомная бомба является «предтечей ещё более страшных бомб» аналогичного класса.

В этом романе немало мест, подобных таким: «…И по сей день поля сражений той сумасшедшей эпохи содержат радиоактивные вещества и являются центрами вреднейших излучений… В розовеющем небе кружили стреловидные ласточкоподобные монопланы. Эти аэропланы были снабжены атомными двигателями… пять аэропланов с атомными бомбами… После атомных взрывов международные споры словно утратили всякое значение».

Однако тогда и Эйнштейн, и Нильс Бор, и Резерфорд категорически отвергли этот прогноз-предупреждение, а мировое научное сообщество конформистски последовало за корифеями. Но так случилось, что Уэллс дожил до исполнения своих страшных пророчеств – до Хиросимы и Нагасаки. Гениальный провидец умер в августе 1946 года.

И тогда многие поверили, что Уэллс действительно мог побывать в будущем. И вот уже много лет футурологи разных стран пытаются разгадать, очём же предупреждал Уэллс в романе «Машина времени»? Что же он ещё увидел в своём путешествии в будущее? Не появились ли где-то на Земле ужасные морлоки? И что вообще означает эта уэллсовская метафора? Действительно ли человечество окажется в будущем разделённым на два класса – на элоев, маленьких красивых бездельников, живущих на земле, и морлоков, низведённых до животного уровня, работающих глубоко под землёй. И хотя морлоки одевают и обувают элоев, но беспечные элои служат пищей для морлоков, по ночам выползающих «на охоту» из своих подземелий. Секрет «Машины времени» Герберта Уэллса не разгадан до сих пор…

Но, возможно, это всего лишь метафора грядущего мироустройства. Согласно учению индийских мудрецов, в XXI веке мир разделится на два лагеря, на Север и Юг. На Севере жизнь будет вполне благоприятной, это будет территория добра, счастья, всеобщей взаимоподдержки. А вот жизнь тех, кто окажется на Юге, окажется не очень комфортной.

Пророчества Жюля Верна

Не меньшее количество предсказаний содержится и в книгах французского писателя-фантаста Жюля Габриэля Верна, которому, кстати, в 2008 году исполнилось бы 180 лет. Герои Жюля Верна воздвигают новые прекрасные города, орошают бесплодные пустыни, ускоряют рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, высказывают предположение о некоей единой природе химических элементов, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счётную машину, синтетические пищевые продукты, новые строительные материалы, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогающих ему преобразовывать мир.

Удивительно, что Жюль Верн смог угадать и описать десятки научных изобретений, большинство из которых были сделаны уже после его смерти. Поскольку писатель не имел никакого научного образования, то создаётся ощущение, что он подглядывал за нашим миром и просто описывал увиденное в терминах, которые были доступны читателю его эпохи. На эту мысль наводят удивительные совпадения, которые существуют между событиями двух романов «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» и обстоятельствами реального полёта на Луну.

В космическом корабле Жюля Верна было три человека – три астронавта находились и на борту «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Выдуманный Верном космодром находился в Кейптауне во Флориде – вблизи современного космодрома Кейп-Кеннеди на мысе Канаверал, откуда производился запуск «Аполлона-11».

Космический корабль Верна имел конусовидную форму и назывался «Колумбиада» – подобный силуэт имел командный модуль «Аполлона-12», названный «Колумбия».

Жюль Верн подсчитал, что «Колумбиада», путешествуя со скоростью 11 км/с, то есть около 40 тыс. км/ч, достигнет Луны за 4 дня, точнее, за 97 часов 13 минут и 20 секунд.«Аполлон‑11», скорость которого была порядка 39 тыс. км/ч, достиг Луны через 4 дня, 6 часов и 46 минут.

Как и современные «Аполлоны», верновская «Колумбиада» была оснащена ракетными двигателями, выводившими корабль с лунной орбиты и служившими двигателями торможения при входе в земную атмосферу.

Оба космических аппарата приземлились практически в одной и той же точке Тихого океана.

Совпадение ли это?

Те, кто скептически относится к возможности путешествий во времени, уверяют, что высчитать и предугадать можно всё. Но каким образом Верну удалось подсчитать стоимость полёта космического корабля на Луну? Согласно роману «С Земли на Луну», стоимость проекта по запуску людей к спутнику нашей планеты составила 1865 долларов (огромную по тем временам сумму). Как ни странно, в переводе на курс 1969 года, это приблизительно равно стоимости программы «Аполлон-11».

Кстати, интересно отметить, что роман «Вокруг Луны», описавший перипетии путешествия «Колумбиады», был написан ровно за 100 лет до полёта «Аполлона-13» – в апреле 1970 года. И вообще романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» больше похожи не на беллетристику, а на добротный журналистский отчёт об увиденных событиях.

Основной претензией к Жюлю Верну является его терминология. «Разве стреляют из пушки на Луну?» – спрашивают скептики, отрицающие возможность путешествия Жюля Верна на настоящей машине времени. Любой современный учёный сказал бы ему, что герой был бы убит начальным ускорением. Но читатели вряд ли поняли Жюля Верна, если бы он стал со всеми подробностями описывать технологию запуска ракеты с Байконура или мыса Канаверал, тем более что к ракетам в те времена относились не очень серьёзно, а идея огромной космической пушки будоражила умы просвещённой части населения Земли. Но разве шахта, из которой запускается баллистическая ракета, не похожа на пушку? Да такая же пушка! Именно запуск такой ракеты и описал Жюль Верн в своих романах.

В романе «Двадцать тысяч лье под водой» Верн описал одного из праотцов современных супергероев – мизантропического капитана Немо и его удивительный подводный корабль «Наутилус». Удивительно, что в те годы, когда подводные лодки были ещё крайне несовершенными и почти не имели практического применения, Жюль Верн смог очень точно описать устройство подводной лодки второй половины ХХ века. Знаменитый «Наутилус», на котором отважный капитан Немо совершал свои путешествия под волнами океана, «имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклёпкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путём сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Электрическая энергия, выработанная батареями, передаётся в машинное отделение, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному валу. Водонепроницаемые переборки и герметически запиравшиеся двери служили надёжной защитой, если бы в какой-либо части подводного корабля образовалась течь…»

А вот внутреннее пространство подлодки Жюль Верн описал неверно. Когда читаешь роман, создаётся впечатление, что во время путешествия в будущее его не пустили внутрь подводного корабля и он смотрел на прообраз своего «Наутилуса», стоя на набережной Кронштадта либо на берегу севастопольской бухты. Но кто-то посвящённый подробно объяснял писателю, как устроена подводная лодка.

В 1994 году внук Жюля Верна нашёл рукопись неопубликованного романа своего знаменитого деда, который назывался «Париж в ХХ веке». В этом романе Жюль Верн описывает и метро, и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на водороде, и факсы, и вычислительные машины, и многое другое. Значит, он всё-таки побывал здесь?

Богданов: утопия или реальность

Будущее описывал ещё один фантаст-прорицатель, наш соотечественник – русский писатель, учёный и профессиональный революционер Александр Богданов (Малиновский). В своём знаменитом утопическом романе «Красная звезда», вышедшем в 1908 году, а также в его продолжении – романе «Инженер Мэнни» Богданов предсказал и звуковой кинематограф; и пишущие машинки, способные записывать текст под диктовку; и даже цифровые машины, обслуживающие производство. Герой романа, русский революционер, приглашённый марсианами посетить их родную планету, совершая экскурсию по марсианскому кораблю, случайно заглянул в «вычислительную» комнату, в которой стояли непонятные машины с множеством циферблатов и стрелок. Из самой большой машины тянулась длинная лента, заключавшая, очевидно, результаты вычислений, но знаки на ней, как и на всех других циферблатах, оказались гостю незнакомы. Совершенно очевидно, что Богданов описывал в своём романе бортовой компьютер, имевшийся на космическом корабле.

В начале ХХ века русский поэт Велимир Хлебников всячески пропагандировал изобретение Уэллса и даже написал философско-математическую работу «Доски судьбы», в которой сделал попытку овладеть числовыми законами времени. Мало того, что он совершенно серьёзно относился к перемещениям во времени и верил в возможность создания машины времени из зеркал, он описал своё путешествие в Москву будущего, которое удивляет своими совпадениями с реальной Москвой конца прошлого века: проспекты с большими зданиями, дом-тополь, который очень напоминает Останкинскую телебашню…

Можно ли попасть в прошлое

Но если возможны путешествия в будущее, то наверняка можно отправиться и в прошлое?

Средневековые хроники время от времени фиксировали появление тут и там необычно одетых людей, которые вели себя странно и непонятно. Часто такие путешествия для пришельцев заканчивались трагически. В 840 году в средневековой Франции в городе Лионе обезумевшая от страха толпа растерзала трёх незнакомцев, сошедших с некоего «дьявольского круга», – записи об этом сохранились в церковных архивах. К глубокому сожалению, в них нет никаких описаний аппарата, который, возможно, являлся машиной времени, а «дьявольский круг» – это обычное метафорическое выражение той эпохи. По свидетельствам монахов, достаточно подробно описавших событие, «появившиеся ниоткуда» незнакомцы уверяли: они жители Лиона и лишь ненадолго отлучились, чтобы посмотреть на удивительные чудеса. Однако, как ни призывали власти и церковники, в городе не нашлось ни одного человека, который мог бы их опознать. А тогда Лион был во много раз меньше современного, в нём насчитывалось более тысячи жителей.

Человек из будущего

Одна из самых таинственных и загадочных исторических фигур – великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно теории некоторых западных исследователей, Да Винчи – человек из далёкого будущего, попавший в прошлое на машине времени и потерпевший аварию, в результате которой не смог вернуться обратно. Или не захотел. В своих работах Леонардо неоднократно обращался к попыткам создать вертолёт и подводную лодку. Но технологии эпохи Возрождения ещё очень несовершенны и слишком многого не хватает, поэтому все его попытки неизбежно были обречены на неудачу. Однако пытливый ум учёного настойчиво и старательно ищет возможность создать универсальный ткацкий станок, заряжающуюся с казённой части пушку, аппарат для свободного плавания под водой. Он мечтает сделать танк, планер, строит неприступные крепости и рисует зашифрованные картины. Некоторые исследователи полагают, что мессир Леонардо немало поскитался по ленте времени, прежде чем оказался в эпохе Возрождения.

По описанию современников он выглядел, как 17-летний юноша, необычайно развитый во всех отношениях, в том числе и физически: он свободно ломал подковы, сжимая их в ладони левой руки! Прекрасно владея оружием и применяя в фехтовании неизвестные современникам приёмы, Леонардо никогда не воевал, не дрался на поединках и не женился, хотя нет сведений о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Уж не опасался ли он своими действиями изменить ход истории человечества так, что в отдалённом будущем ему самому не найдётся в ней места?

Советские опыты

В ХХ веке многие известные учёные пытались овладеть секретами времени. Проблемой перемещения во времени занимался Альберт Эйнштейн, который ещё в 1943 году пытался узнать, из чего соткано время. Во время эксперимента, известного под названием «Филадельфийский эксперимент», Эйнштейн пытался создать мощный электромагнитный кокон эсминца вокруг «Элдриджа», в результате чего эсминец сначала якобы исчез, а потом мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров. Поскольку никаких мер безопасности предусмотрено не было, то секретный эксперимент закончился трагически. Из всего экипажа назад вернулся невредимым только 21 человек. 27 человек в буквальном смысле срослись с конструкцией корабля, 13 умерли от ожогов, облучения, поражения электрическим током и страха. Эйнштейн сжёг свои рукописи из опасения, что Время будет использовано в качестве оружия во вред Человечеству.

В Советском Союзе тоже проводились опыты над временем. Профессор Николай Александрович Козырев начинал заниматься проектированием машины времени под непосредственным руководством Лаврентия Павловича Берии.

Через много лет опыты Козырева повторил и доработал членкор АН Белоруссии Альберт Иосифович Вейник. Но его научная деятельность завершилась тем, что он «ушёл в религию», взяв себе новое имя Виктор, а свои научные работы и книги, в том числе по физике Времени, сжёг на костре во дворе академии. Быть может, он, как и Эйнштейн, действительно узнал что-то такое, что могло оказаться опасным для Человечества?

Возможно, именно про эти опасения написал американский фантаст Айзек Азимов в своей книге «Конец вечности». Там говорится, что даже бабочка, раздавленная ботинком путешественника во времени, может привести к изменению будущего. Это означает, что, изменив прошлое, мы, вернувшись в настоящее, окажемся в совершенно новом мире.

Тем не менее эксперименты по созданию машины времени продолжаются. В первых числах мая в некоторых СМИ появилось сообщение, что инженеры американского космического агентства NASA приступили к сборке двигателя для машины времени. Эксперты уже провели ряд экспериментов в вакууме, что дало им право говорить о возможности скачков во времени. Двигатель будут устанавливать на космических кораблях.

Надо сказать, что американский проект – далеко не единственный вариант машины времени. Как сообщает сайт «Технологии и наука», на сегодняшний день в мире насчитывается 42 изобретателя машины времени. Правда, речь пока идёт о теоретических идеях, но как только технологи смогут обеспечить все необходимые для постройки машины времени параметры, то сразу же начнётся производство. Поэтому не исключено, что уже в самом ближайшем будущем учёным всё-таки удастся осуществить мечту о путешествиях во времени, тем более что свидетельств таких путешествий предостаточно…

«Аргументы Недели», № 17 (458) от 14 мая 2015

*

По теме

Back to top button