ВажноКультура в России

Прощание с лебедем

Майя Плисецкая, абсолютная прима-балерина Большого театра, впервые появилась из-за железного занавеса и оказалась на западной сцене в 1959 году. Тогда она поразила своим великолепием Нью-Йорк в двойной роли Одетты/Одиллии. После этого Плисецкая стала не только ведущей артисткой балета в СССР, но и одной из самых выдающихся балерин XX столетия.

Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в еврейской семье, в 1930-е годы она училась в Балетной школе Большого театра и была принята в его труппу в 1943 году. Во время чисток Иосифа Сталина, когда она еще училась, ее отец был арестован и расстрелян, а ее мать была арестована и сослана в Казахстан. Тетя и дядя Плисецкой — оба они были известными артистами балета Большого театра — взяли ее к себе. Хотя она быстро стала ведущей танцовщицей в труппе и получила большие главные роли, ей было запрещено выезжать за границу до 1959 года, когда она в последнюю минуту была включена в список артистов, направлявшихся на первые гастроли в Соединенные Штаты. 20 апреля 1959 года еженедельник Newsweek написал:

«Выдающийся российский балет Большого театра оказался главным событием на Бродвее. Жители Нью-Йорка часами простаивали под дождем в очереди в билетные кассы, надеясь приобрести оставшиеся немногочисленные билеты… Любители балета из Нью-Йорка были взволнованы неожиданным объявлением о том, что Майя Плисецкая, пламенная темноволосая балерина, уступающая лишь великой Галине Улановой, присоединится к российской труппе во время гастролей в Соединенных Штатах. До сих пор Плисецкой не разрешалось выступать на Западе (вероятно, из-за опасений относительно того, что она может сбежать). Сегодня ей немногим более 30 лет, и она получила мировое признание за свое техническое совершенство, темперамент и одухотворенность. Вот возможная причина того, что сегодня Кремль ослабил поводок: он придает самое большое пропагандистское значение появлению здесь Большого театра».

Дебют Плисецкой в Соединенных Штатах состоялся в тот момент, когда балет находился в самом центре внимания прессы в Америке — частично это объясняется его ролью в качестве инструмента культурной дипломатии эпохи холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом — и поэтому имена танцовщиков регулярно становились известными всем и каждому. Большой театр попал на обложку еженедельника Newsweek за неделю до того, как там было опубликовано сообщение о приезде Плисецкой.

Хотя Плисецкая не убежала, некоторые другие известные артисты это сделали, а том числе Рудольф Нуриев, который решил остаться на Западе в 1961 году, а также Михаил Барышников, который последовал его примеру в 1974 году. (Барышников вместе с американской балериной Гилси Керкленд (Gelsey Kirkland) украсил обложку еженедельника Newsweek 19 мая 1975 года).

Большой театр вернулся в Соединенные Штаты в 1962 году, и на этот раз Плисецкой в труппе уже не было равных. Вот что написал Newsweek в номере от 17 сентября 1962 года:

Оригинал публикации: Saying Farewell to a Swan

Опубликовано: 04/05/2015 14:48

Подробнее: InoSMI

*
Back to top button