Новости соцсетейОбщество

Пристанская, она же Волжский проспект. Записки очевидца

Задел меня за живое материал Андрея Артёмова «От Засекина до ладьи». Будучи свидетелем тех далёких уже преобразований родного города, решила поделиться простыми житейскими подробностями, которые вряд ли где отражены. Место действия — Пристанская улица на отрезке от улицы Маяковского до завода КИНАП. В 1957 году мои родители получили квартиру в доме 45, построенном заводом.

Ближайший пункт цивилизации в виде продуктового магазина и вообще жилого дома находился на спуске улицы Маяковского (дом 31).Но чтобы купить , например, хлеб — надо было забраться на гору, дойти до улицы Маяковского и спуститься вниз. Пристанская представляла непроходимую смесь брёвен, всяческих куч, грязи, остатков строений. В этот хаос вливались узкими, скорее проходами, чем проездами, улицы Чкалова, Владимирский овраг, улица Первомайская.

Более доступна для транспорта была Полевая. Естественно, всюду — старые деревянные постройки, тесно расположенные по склонам. Первомайская спускалась вниз узкой дорожкой, проложенной через обрыв берега, это примерно там, где сейчас пешеходная лестница. Было у мальчишек-аборигенов такое вполне опасное развлечение-с верха улицы пускать старые автомобильные покрышки. Они набирали приличную скорость и убойную силу. Конечно, пускали их не просто так, а завидя жертву женского пола, поскольку мужик мог догнать и надрать автора.

Там, где Дворец бракосочетаний, точнее, за ним было место, пользующееся вообще дурной репутацией, куда не ходили после наступления темноты -Владимирский овраг, ныне засыпанный.

Наш дом 45 -последний из серии «сталинок» с высокими потолками. Кстати, завод вселял людей как в отдельные квартиры, так и в комнаты, то есть в коммуналки. Переселялись из бараков, старых домов без удобств -радость людей была огромна, жили в основном дружно и до конца дней своих ( от того состава жильцов уже никого не осталось), носили суп больным соседям, покупали лекарства и продукты тем, кому трудно ходить.
Элитным, да и просто благоустроенным, в 60-е годы прошлого века считать тот район и в голову не приходило. Но постепенно вырастали пятиэтажки, школа, возникла набережная, сажались деревья. До сих пор жалко исчезнувшего троллейбуса номер 11, избавлявшего народ, особенно пожилой, от подъема в гору и шедшего очень удобно — до Губернского рынка.

Много пережила набережная и плохого и хорошего. Был разгул коммерции, когда на каждом шагу возникали заведения отнюдь не с газированной водой, а в кусты лучше было не глядеть. Одна из смен власти распорядилась убрать с набережной все «общественные» скамеечки, дабы привлечь народ в кафе, что больнее всего ударило по старым и немощным — негде было присесть.

Кто — то делал гранитные парапеты, кто-то снимал.

Пара не очень известных фактов. Была запущена идея — надстроить пятиэтажки для получения дополнительных метров. Причем на верхние этажи предусматривался наружный лифт, который ползал бы мимо окон квартир. На претензии людей был ответ типа «не вы одни хотите жить на Волжском проспекте». Тогда ситуацию спас В.Г.Каркарьян, не разрешивший разрушать сложившийся архитектурный ансамбль. Ползучие грунты под домами Волжского проспекта тоже не очень располагали к дополнительным нагрузкам.

Совсем недавний факт — прошел слух, что пятиэтажки — ветхое жилье. Пока затихло, но очень знакомые нотки слышны. И совсем «свежак» -Постановлением 533 от 01.09.2014 года комплекс застройки Волжского проспекта на всем его протяжении лишен охранного статуса.

Как говорится, звучит тревожная музыка…

natalya_maslova

*

По теме

Back to top button