Люди (архивная рубрика)Небо

«Из Самары — в космос!» Заключение

Вопросы школьникам для участия в конкурсе. Хотелось бы, чтобы вы проявили упорство и смекалку и попытались самостоятельно найти соответствующую информацию в открытых источниках для того, чтобы принять участие в нашем конкурсе.

«Из Самары — в космос!»
Заключительная глава публикации

Автор – Оксана Ефименко,
Технический консультант – Георгий Фомин – действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, лауреат премии СССР, профессор.

————————————

Юные самарцы, ребята!

Значительная часть книги «Из Самары — в космос!» посвящена увлекательной теме современных автоматических космических аппаратов, или, как их ещё называют, спутников — настоящих помощников людей. К сожалению, в рамках ограниченных условий сегодняшней публикации мы сможем только обозначить для вас некоторые из многочисленных тем.

Хотелось бы, чтобы вы проявили упорство и смекалку и попытались самостоятельно найти соответствующую информацию в открытых источниках для того, чтобы принять участие в нашем конкурсе. Вопросы для участия в нём вы найдёте в конце этой публикации.

А затем мы вместе с вами попробуем проанализировать ситуацию и выяснить, что же известно нашим самарским старшеклассникам о «главных космических работниках» и о самых надёжных в мире самарских ракетах. А пока, совсем коротко о том, что такое космические аппараты, как они устроены и для чего нужны людям. И почему современные спутники сегодня и в ближайшие годы – вне конкуренции.

Они могут работать в космосе по нескольку лет и выполнять много важных обязанностей. Можно сказать, что у каждого из них – своя «профессия», своё назначение, то есть своя специализация. Каждый из них для этой особой работы внутри начинен самой различной специальной аппаратурой и современным оборудованием. Наверняка вы знаете о спутниках, которые обеспечивают телефонную связь, в том числе и сотовую, в любой точке нашей планеты. Кроме того, они осуществляют передачу на большие расстояния сигналов телевизионного и радиовещания. Называются они спутниками космической связи и вещания (ретрансляции) или телекоммуникационными.

Однако у спутников много и других важных «профессий». Многие из них связаны с «дальновидением» из космоса. На службе у людей спутники предсказания погоды, которые называются метеорологическими. Наверняка вы слышали и о других видах спутников.

Спутники-навигаторы, являются частью той или иной навигационной спутниковой системы. На счету спутников международной системы спасения тысячи спасённых человеческих жизней в экстремальных ситуациях. Научные спутники, на борту которых во время космического полёта проводятся важные научные исследования с проведением сложных опытов и экспериментов в особых условиях космической невесомости. На некоторых из них вместе с научной аппаратурой летают и животные-космонавты.

Есть и научные спутники, которые способны приоткрыть для человечества самые сокровенные тайны возникновения Вселенной, том числе и те, которые поведают, что окружающий нас мир состоит не только из видимого вещества и ощущаемой нами энергии, но и из невидимой «тёмной материи». Как вы, может быть, знаете, тема спутников наблюдения Земли для Самары совершенно особая. Не так давно стало широко известно, что начиналось их создание в нашем городе более 40 лет назад, ещё во времена «холодной войны» и космической гонки, когда ещё наш город назывался Куйбышевом.

Созданные здесь спутники фоторазведки, наблюдали из космоса за военно-промышленными центрами, военными базами морского флота, аэродромами, позициями стратегических ракет, инженерными оборонными сооружениями, другими военными объектами.

Именно тогда появилась возможность, имея такое средство, постоянно контролировать выполнение противником соблюдения международных соглашений об ограничении стратегических вооружений. Каждая страна предоставляла право и возможность другой вести наблюдения из космоса, в том числе и за теми объектами, по состоянию, численности и размеру которых можно определить соблюдение этих соглашений.

В очередной раз ракетно-космическая техника, созданная в Куйбышеве, отвела реальную угрозу планетарного ядерного конфликта и развязывания третьей мировой войны.

В наши дни на конструктивной основе военных спутников наблюдения (спутников космической разведки) в Самарском ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс» были созданы современные, так называемые космические комплексы научного и народнохозяйственного назначения. Спутники наблюдения Земли называют ещё космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли или иногда просто «спутниками космического дозора».Сегодня самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» по-прежнему является ведущим российским предприятием по разработке и созданию автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. За многие годы здесь создано и выведено на рабочие орбиты более 950 космических аппаратов различных модификаций.

Что такое космический аппарат

Настоящий космический аппарат можно увидеть и даже потрогать руками в городском музее космонавтики. Наверняка многим из вас будет интересно узнать о том, как он устроен и для чего создан. Космический аппарат (КА) — это техническое устройство, которому с помощью ракеты-носителя придана так называемая космическая скорость движения. Он предназначен для работы в космосе в условиях глубокого вакуума, невесомости и агрессивной среды интенсивного солнечного ультрафиолетового и инфракрасного излучения, радиационных потоков заряженных частиц, идущих из далекого пространства.

Минимальная скорость, при которой тело (предмет) становится космическим аппаратом равна примерно 7,9 км\сек на высоте 200 км. При такой скорости, которая называется первой космической, он вращается вокруг Земли по круговой орбите и называется искусственным спутником Земли. Если увеличивать скорость, то орбита спутника начинает все более и более «вытягиваться», становится эллиптичной.

При достижении скорости до 11,2 км\сек космический аппарат преодолевает земное притяжение, начинает двигаться по орбите вокруг Солнца, то есть становится искусственной планетой. Скорость в 11,2 км\сек называется второй космической скоростью, а космические аппараты, получившие такую скорость, — межпланетными космическими станциями. При скорости в 16,6 км\сек космический аппарат преодолеет притяжение Солнца, уйдет за пределы Солнечной системы в межзвездное пространство.

Такой аппарат, которому придана третья космическая скорость, иногда называют внепланетным космическим аппаратом. Межпланетные космические аппараты (станции) при входе в сферу действия поля тяжести небесных тел могут стать искусственными спутниками этих небесных тел, то есть искусственными спутниками Луны, Венеры, Марса, других планет и даже осуществить посадку на их поверхность.

Большинство космических аппаратов всю свою полезную и очень сложную работу на орбите выполняет без участия человека, то есть автоматически по программам или командам, которые передают с Земли из Центра управления полетом. Именно поэтому их принято называть автоматическими космическими аппаратами. С самого начала освоения космического пространства люди старались посылать в космос человека только в крайних случаях, а все, что было возможно, поручали автоматам.

Пилотируемые космические аппараты называются космическими кораблями. А большую сборку, состоящую из многих космических аппаратов – пилотируемых (обитаемых) и автоматических, принято называть космической станцией. Сейчас на околоземной орбите постоянно работает Международная космическая станция.

На пилотируемых космических аппаратах и обитаемых космических станциях проводятся многочисленные опыты и эксперименты для того, чтобы определить способности и возможности человека, длительный период времени работающего в необычных условиях космического полета.

В частности, космонавты и астронавты отрабатывают выполнение сложных операции и работ, которые простое автоматическое устройство пока еще не умеет выполнять в космосе. В процессе многих космических экспедиций накапливается опыт и знания для следующего шага человечества – полета к планетам и, прежде всего, к Марсу.

А чтобы наглядно представить себе процесс движения спутника по космической орбите вокруг Земли, можно просто взять, например, какой-нибудь небольшой, но достаточно тяжёлый предмет, привязать к нему прочную нитку или бечевку и начать рукой быстрое вращение. Этот предмет начнёт двигаться по кругу то, поднимаясь вверх, то, опускаясь вниз.

А что будет, если вдруг прекратить вращение? Тогда предмет непременно отлетит в сторону, а затем упадет вниз. Значит, любой предмет может долго вращаться по кругу, если рукой ему придана необходимая скорость движения.

Так и спутник движется вокруг Земли и не падает вниз потому, что ему придана необходимая скорость в направлении вдоль местного горизонта. Именно она удерживает его на орбите и не позволяет силе тяготения притянуть его к Земле. В безвоздушном пространстве на высоте примерно 200 километров над нашей планетой она равна почти восьми километрам в секунду. Называется она первой космической скоростью.

Для тех ребят, которые уже знают, что такое центробежное ускорение, станет понятным и следующее пояснение природы существования искусственного спутника Земли. При движении с первой космической скоростью (около 7,9 км\сек) параллельно местному горизонту на движущееся тело действует центробежная сила, равная весу этого тела. Значит, сила тяжести при первой космической скорости уравновешивается центробежной силой.

Как устроен космический аппарат

Устройство космического аппарата во многом зависит от его назначения. Если он предназначен для съемки поверхности Земли, то на нем должен быть установлен фотоаппарат больших размеров, или оптико-электронный аппарат, или современный радиолокатор. Фотоаппарат ведет съемку на фотопленку, которая доставляется на Землю в спускаемом аппарате или в спускаемых капсулах.

Качество получаемых снимков очень высокое. Однако недостатком такого способа является то, что пленка на Землю доставляется, спустя несколько дней или иногда несколько недель, после момента съемки. Информация за это время устаревает, к тому же запас фотопленки на борту спутника ограничен. Принцип действия более современных оптико-электронных аппаратов похож на принцип действия цифровых аппаратов, которые в настоящее время распространены в нашей повседневной жизни. Ими оснащены трубки многих мобильных телефонов.

Подобным аппаратам не нужна фотопленка. Полученные на борту спутника снимки передаются на наземные пункты по радиоканалу сразу после съемки или с очень небольшой задержкой. Такая информация особенно ценна для решения оперативных задач, таких, например, как экстренное устранение последствий бедствий и катастроф. Фотографические и оптико-электронные аппараты можно применять только в дневное время, когда Земля хорошо освещена Солнцем и когда не закрыта облаками.

Поэтому ученые и инженеры нашли способ вести съемку Земли, как днем, так и ночью, как при безоблачной погоде, так и при сплошной облачности. Для этого применяют радиолокаторы. Пока качество съемки радиолокатором немного хуже, чем фото или оптико-электронным аппаратом, зато при необходимости получить снимки можно в любое время суток и при любой погоде.

Если космический аппарат предназначен для обеспечения телефонной, телеграфной связи, ретрансляции телевизионных программ и радиовещания, то он должен быть оснащен устройством, которое называется ретранслятором радиоканалов. Ретранслятор имеет приемник, преобразователь, усилитель и передатчик. Приемник принимает радиосигнал с наземного передающего устройства, преобразует его в другую частоту, усиливает и передает на наземные приемные устройства усиленный сигнал на преобразованной частоте.

Наземные приемные устройства, например антенна спутникового телевидения, так называемые «тарелки», принимают сигнал и на телевизионном приёмнике (телевизоре) воспроизводится изображение и звук, переданные из телестудии или места события на далеком расстоянии от телезрителя.

Космические аппараты, предназначенные для решения других задач: метеорологии, научных исследований околоземного космического пространства, Луны, Венеры, Марса тоже оснащены специальной аппаратурой для измерения параметров и свойств изучаемой среды.

Но есть технические устройства, которые выполняют одинаковые функции для всех типов космических аппаратов. Пожалуй, стоит коротко рассказать и о них. Космический аппарат, как бы далеко он не улетел от Земли, всегда находится в поле деятельности наземного пункта управления.

На борт космического аппарата передаются команды управления, по которым включается и выключается аппаратура съемки Земли или каналы ретрансляции сигналов, производится коррекция орбиты или трассы полета и другие операции. Он сообщает на Землю о выполнении переданных на него команд и о функционировании всех его систем, при возникновении неисправностей просит помощи. Для этого космический аппарат оснащен системой двусторонней радиосвязи.

Почти на всех космических аппаратах есть ракетные двигатели с запасом топлива для изменения параметров орбиты или трассы полета. Электроснабжение систем космического аппарата обеспечивается аккумуляторами, солнечными батареями, ядерными энергетическими установками или другими источниками тока.

Конструкторам при создании космической техники приходится предусматривать очень многое. Например, во время движения по околоземной орбите обращённая к Солнцу сторона спутника, очень сильно нагревается, в то время как теневая сильно охлаждается.

Чтобы приборы и конструкция космического аппарата не перегрелись или не переохладились, конструкторы создали и установили на его борт систему терморегулирования, подобную бытовой сплит-системе, а сам аппарат «закутали в одеяло» из специального термоматериала.

Центральным звеном современного космического аппарата является «умный» бортовой компьютер, который управляет работой всех систем космического аппарата (спутника) и следит за исправностью его систем, чтобы в случае необходимости срочно восстановить их работоспособность.

В разработке и изготовлении космического аппарата, кроме головного конструкторского бюро и головного завода-изготовителя принимают участие многие предприятия оптической, электронной, электротехнической, радиотехнической, химической, металлургической и других отраслей промышленности.

Самарский Центр «ЦСКБ-Прогресс» является головным разработчиком и изготовителем космических аппаратов наблюдения Земли, а также космических аппаратов для проведения медико-биологических исследований и проведения опытов по производству веществ с уникальными свойствами в условиях невесомости и глубокого вакуума. Системы, приборы и аппаратуру для самарских спутников разрабатывают и изготавливают во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Красногорске, Саратове, Пензе, Зеленограде и других.

Пилотируемый или автоматический?

Что общего и различного в устройстве
автоматического космического аппарата
и
пилотируемого космического корабля
?

Действительно, общего очень много, хотя имеются и принципиальные различия. Не все автоматические космические аппараты (КА) возвращаются на Землю. Именно поэтому не у каждого из них в составе предусмотрены спускаемые аппараты.

Понятно, что пилотируемый корабль с космонавтами на борту обязательно имеет спускаемый аппарат. Он может быть в форме шара, как это было на кораблях «Восток» и «Восход» или в форме конуса с затупленным концом, как это сделано на кораблях «Союз», «Аполлон».

Бывают спускаемые аппараты внешне и конструктивно очень похожие на самолеты, такие как, например, на многоразовых космических кораблях «Шаттл» и «Энергия». Некоторые автоматические космические аппараты, например, спутники фотонаблюдения земной поверхности имеют спускаемые аппараты, в которых на Землю доставляется отснятая (экспонированная) фотопленка. А вот спутники связи, метеорологические, навигационные, летающие на больших высотах, спускаемых аппаратов не имеют. Они становятся со временем вечными космическими странниками.

Что же обязательно должно присутствовать в устройстве каждого типа КА? Конечно, это система электроснабжения, система поддержания нормальной температуры, система радиосвязи с наземным пунктом управления. Они непременно имеются на любом космическом аппарате или корабле, независимо от его назначения. Есть и другие системы одинаковые по назначению для разных типов космических аппаратов, хотя их конкретное устройство может отличаться друг от друга.

Запуск ракетой-носителем Союз-У космического аппарата дистанционного зондирования Земли Ресурс-ДК

В космическое пространство все космические аппараты выводятся двух, трех или четырехступенчатыми ракетами. Иногда последнюю ступень ракеты-носителя называют разгонным блоком. Но не каждую последнюю ступень ракеты можно назвать разгонным блоком, а только ту, которая вместе с полезной нагрузкой (космическим аппаратом) выведена предыдущими ступенями ракеты на опорную околоземную орбиту. Ученые-баллистики, то есть те, кто ведут расчеты траектории движения космического аппарата, установили такую закономерность.

Если в процессе выведения космических аппаратов на траектории полета к Луне, Марсу, Венере, другим планетам или на очень высокие орбиты на некоторое время прекращать работу двигателей ракетных блоков, а затем, спустя определенное время, опять включать их, то потребуются затратить значительно меньше топлива для придания космическому аппарату нужной скорости.

Такая схема выведения с пассивным участком полета, то есть выключенными двигателями разгонного блока, является экономичной. Следовательно, для такой схемы требуется ракета меньших размеров с меньшим запасом топлива. Такая ракета, естественно, проще и дешевле.

На космической орбите может быть как очень жарко, так и очень холодно. Та сторона спутника или космического корабля с космонавтами на борту во время полёта, которая обращена к Солнцу, нагревается до плюс 150 и более градусов Цельсия. А другая его сторона в это время находится в тени и охлаждается до минус 100 и более градусов Цельсия ниже нуля.

Поэтому все приборы как внутри спутника, а так и внутри космического корабля, предназначенного для полёта космонавтов, защищают от жары и холода специальной «одежкой» – защитным покрытием, и в нужное время дополнительно включают систему обогрева или охлаждения. Та часть космического аппарата или космического корабля, которая возвращается на Землю, называется спускаемым аппаратом.

При возвращении на Землю от трения воздухом он нагревается так сильно, что обшивка, то есть верхнее покрытие его корпуса, начинает гореть. Как создатели космической техники защищают спутники и космические корабли от вредных воздействий во время полёта и посадки? Для этого спускаемый аппарат снаружи покрывают толстым слоем специального сверхпрочного теплозащитного материала.

При старте с космодрома, когда ракета с космическим кораблём отрывается от Земли и поднимается вверх, и при этом на полную мощность работают её двигатели, космонавты испытывают огромные перегрузки.

То же самое приходится переносить космонавтам и при возвращении на Землю в спускаемом аппарате. В это время возникает ощущение, будто вес каждого из них стал в 5-7 раз больше их собственного.

При спуске на Землю космонавт видит в окно иллюминатора бушующее пламя, охватывающее спускаемый аппарат. Это горит теплозащитное покрытие, однако при этом внутри, где находятся космонавты, возвращающиеся домой на родную Землю, держится комфортная «комнатная» температура.

Так что теперь создатели космической техники научились очень надёжно защищать космонавтов во время их очень непростой, но важной для всего человечества работы.

Орбитальные станции – это особый вид искусственных спутников Земли, состоящих из множества отсеков. Они тоже вращаются вокруг нашей планеты, однако на них постоянно работает вахта сменного экипажа космонавтов. В составе орбитальной станции есть комфортабельные жилые отсеки, научные лаборатории, причалы для стыковки, солнечные батареи для электроснабжения станции, двигатели с запасом топлива для осуществления коррекции орбиты и другое сложное оборудование.

Если первые космонавты совершали полеты и возвращались на Землю на одном и том же корабле, то их современные коллеги могут использовать для этого два разных корабля – на одном прилетать на станцию, на другом возвращаться на Землю. Сначала на орбитальную станцию они прибывают на одном корабле, который пристыковывается к причалу космической станции. Затем эта вновь прибывшая группа космонавтов переходит из корабля на станцию, где ей предстоит работать длительное время. А космонавты, которые сдали вахту вновь прибывшему экипажу, возвращаются на Землю на том самом корабле, который доставил им смену.

Кстати, для безопасности к станции всегда пристыкован корабль, на котором космонавты в случае возникновения угрозы их жизни или здоровью могут экстренно вернуться на Землю. Сейчас на орбите постоянно работает Международная космическая станция (МКС).

Договор о ее создании, строительстве и эксплуатации подписали 16 стран мира, в том числе Россия, США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония. В настоящее время станция состоит из больших модулей, изготовленных и принадлежащих каждой из этих стран. На станцию периодически доставляются экипажи и грузы российскими, американскими, европейскими ракетами, но основной поток обеспечивает самарская ракета-носитель «Союз».

Станция МКС постоянно находится на околоземной орбите. В сегодняшнем мире ведущие державы сумели найти пути к длительному мирному сотрудничеству в области космической деятельности. На станции непрерывно ведутся интенсивные фундаментальные и прикладные научные исследования. Многочисленные эксперименты в области космических технологий, геофизики, медицины и биологии, биотехнологии и фундаментальных наук позволяют использовать космические достижения почти в любой сфере человеческой деятельности: от информации о возможных экологических бедствиях – до создания нового поколения противовирусных вакцин.

Как вы уже знаете, многое в этом направлении доверено спутникам. В частности, подобные эксперименты которые проводятся на автоматических космических аппаратах «Фотон» и «Бион», самарскими учеными и инженерами, зачастую дают лучшие результаты, чем проведённые на станции МКС. Вы спросите почему? Это объясняется тем, что на автоматическом космическом аппарате (спутнике) можно на длительное время выключить аппаратуру, создающую вредную для проводимых экспериментов вибрацию.

Однако часть учёных считает, что без постоянного присутствия человека в космосе, без приобретения опыта проживания на орбитальной станции, не стоит и мечтать об экспедиции к ближним, и тем более к дальним планетам. В то же время другая часть ученых и инженеров аргументировано доказывает, что еще не настало время рисковать жизнью человека и посылать его в многолетнее путешествие к планетам.

Причём справедливо считается, и практика это доказывает, что автоматы-исследователи пока способны добыть значительно больше информации о дальнем космосе и планетах, поскольку могут работать в экстремальных условиях – при низких и высоких температурах, в агрессивной среде. Кроме того, автоматы превосходят человека по быстродействию и точности, для них не надо создавать на борту дополнительно, как для человека, системы жизнеобеспечения, при этом значительно увеличивая общий вес.

Некоторые исследователи, участники этой научной дискуссии, напоминают, что более 40 лет назад первый землянин, американский астронавт Нил Армстронг вступил на поверхность Луны. Он установил там флаг США, снял фотопанораму лунной поверхности, доставил на землю лунный грунт.

Советские автоматические станции доставили на Луну герб СССР, отсняли панораму лунной поверхности, передали ее по радиоканалу на Землю, и в спускаемом аппарате привезли ученым грунт с Луны. Результат американского пилотируемого полета к Луне и советских автоматических станций по существу одинаков с той лишь разницей, что в одном случае на Луне был человек, а в другом – автомат.

Самарский космический аппарат дистанционного зондирования Земли Ресурс-ДК на работе в космосе

С тех пор прошли десятилетия. Пока никто, в том числе и американцы, до сих пор пользующиеся безопасными и значительно менее затратными беспилотными миссиями, не продолжили пилотируемых полетов к Луне (не говоря о полетах к Марсу или Венере).

А это означает, такой путь развития космонавтики пока не является необходимым, поскольку следование ему не приносит сведения, недоступные автоматическим аппаратам.

Пионером в области космических исследований является Россия, и это общепризнанный исторический факт. До сих пор исследования дальнего космоса осуществлялись с помощью автоматов. Начало было положено 4 октября 1959 года, когда советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны и передала изображение на Землю. Что же касается исследования дальнего космоса в наши дни и, в частности, перспектив пилотируемого полета на Марс, то по прогнозам специалистов, космическая техника достигнет необходимого уровня, скорее всего лишь через 20-25 лет.

Кроме того, человечество не решило ещё первоочередные задачи ни на своей собственной планете, ни в ближнем космосе в плане обеспечения полной безопасности, в частности от астероидной угрозы. И, хотя страны-участники проекта МКС уже решили объединить усилия для подготовки к дальнейшему изучению Луны, Марса, других планет Солнечной системы, основная работа в этом направлении придётся как раз на поколение тех, кто сегодня читает эту книжку…

А что по этому поводу думаете вы, юные самарцы, живущие в городе, напрямую связанном в историей освоения космоса!

Давайте попробуем помечтать и заглянуть в далекое космическое завтра. Нам хотелось бы узнать, что вы думаете о том, как станет развиваться космонавтика в будущем.

Присылайте свои идеи и видения. Мы же, если позволите, попробуем только несколько сориентировать вас в возможных направлениях космической деятельности.

Напомним, космические аппараты делятся на пилотируемые и автоматические. До сего дня пилотируемые космические корабли в основном летают в околоземном космическом пространстве.

Американские корабли «Аполлон» летали к Луне, тогда, более 40 лет назад, первые земляне ступили на поверхность Луны. Потом полеты прекратились, очевидно, из-за дороговизны, большого риска для жизни астронавтов. Другой причиной можно считать то, что пока ещё недостаточно четко определены задачи в плане практической деятельности человека на Луне, вытекающие из нынешних возможностей науки и техники.

Как вы думаете, когда и зачем люди опять решат полететь на Луну?

Будут ли они там строить жилые и производственные базы?

Станет ли Луна служить стартовой площадкой для полетов человека на Марс?

Если «да», то зачем человек (или группа) полетят на Марс?

Какими должны быть технические средства – ракеты, космические корабли для пилотируемого полета на Марс?

Как долго продлится экспедиция на Марс, как обеспечить космонавтов в течение длительного времени продуктами питания, водой, кислородом?

Известно, что на Международную космическую станцию продукты питания, вода и даже кислород доставляются грузовыми кораблями «Прогресс» через каждые полтора месяца, а марсианский корабль, наверное, будет в автономном полете?

А, может быть, вы придумаете какой-то специальный корабль снабжения и особый способ его сближения (догона) с марсианским кораблем?

Что будут делать люди на Марсе?

Что принесет землянам экспедиция на Марс в научном и экономическом отношении?

Что эффективнее и безопаснее отправить на Марс: космический корабль с экипажем или автоматические космические аппараты и робототехнические системы?

Какие самарские спутники вы знаете и чем они знамениты в мире?

О чём нужно знать и помнить землянам при создании планов проникновения в космос и его практического освоения?

Считаете ли вы, что необъятный космос в то же время – хрупкое творение, где всё сбалансировано и взаимосвязано, и поэтому к нему надо относиться с большой мудростью и осторожностью, не навредить Вселенной, а тем самым и условиям жизни на нашей с вами Земле?

Теперь подумайте и предложите ваши варианты ответов:

Как вы видите развитие средств космической связи, космической навигации, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, картографии, производства веществ и препаратов в условиях космического полета?

А какие наземные приборы, связанные с космическими аппаратами, вы хотели бы иметь в будущем?

До чего, на ваш взгляд, еще не додумались ученые, инженеры, конструкторы, что ещё может быть создано или открыто с помощью космических средств?

Будем вам очень благодарны, если решите ответить и на такие вопросы:

Если бы вы в будущем приняли решение работать в ракетно-космической отрасли, то какую из «космических профессий» хотели бы получить и кем бы хотели стать:

космонавтом
испытателем на Земле космического снаряжения космонавтов
ученым-исследователем
инженером-конструктором
высококвалифицированным рабочим-изготовителем ракет и космических аппаратов

испытателем ракетно-космической техники и участником запусков ракет и космических аппаратов непосредственно на космодроме
разработчиком программ или оператором управления полета космических аппаратов и кораблей в центрах управления полетами?

Где бы вы хотели учиться и познавать премудрости создания современных ракет, космических аппаратов и кораблей, средств их испытаний и управления в полете?

Если мы что-то упустили, то вы сами можете назвать те или иные «космические специальности», которые вас привлекают. А может быть, вы решите создать какие-то совершенно новые?

Думайте, дерзайте, присылайте ваши ответы!

Пишите сюда:

*

По теме

Back to top button