Город (архив)

Скоро выборы. Самая грязная технология — использование административного ресурса

До дня голосования на выборах в муниципальные органы власти по всей губернии осталось полтора месяца.

sg23-300

Самарская региональная организация Ассоциации в защи­ту прав избирателей «Голос» уже включилась в работу по наблюде­нию за соблюдением их участни­ками выборного законодательства. Об этом интервью с координатором «Голоса» Людмилой Кузьминой.

— Мы занимаемся наблюдени­ем, начиная со стадии выдвижения кандидатов. Собранную информа­цию размещаем на сайте «Голоса». Два или три раза — до дня голосова­ния и после него — проведем пресс- конференции, где представим ре­зультаты нашего наблюдения.

Избирательные комиссии в поле вашего зрения?

— Конечно. Ведь от их действий зависит, насколько чисто пройдут эти выборы. Поэтому мы как об­щественная организация, защища­ющая в том числе и право избира­телей на честные выборы, инте­ресуемся, что за люди входят в со­став этих комиссий. В законе «Об основных гарантиях избиратель­ных прав граждан…» есть статья об открытости и гласности в дея­тельности избирательных комис­сий. В частности предполагается, что граждане вправе знать состав избиркомов. Я попыталась вос­пользоваться этим правом и напи­сала заявление в теризбирком Са­марского района, в котором проси­ла предоставить мне сведения о ме­сте работы членов этой комиссии и юрлицах, которые их в нее напра­вили. Но получить такую инфор­мацию, как оказалось, практически невозможно.

Почему?

— Через пять дней после свое­го заявления получаю ответ из тер­риториальной комиссии: вся ин­формация на сайте облизбирко­ма. Я этот сайт регулярно смотрю, нет там требуемых мной сведений. Только фамилии. Они граждани­ну ни о чем не говорят. Чтобы до­верять избирательной комиссии, я должна знать, откуда взялись ее члены, где они работают. То, что я увидела недавно, когда пришла в областное министерство строи­тельства на совещание по сохране­нию памятников истории и культу­ры, показывает, почему подобную информацию не «светят».

А что вы там такое увидели?

— Как чиновники министер­ства собирают подписи в поддерж­ку нужного власти кандидата в мэ­ры Самары господина Синцова. А закон категорически запрещает сбор подписей за кандидата на ра­бочих местах. И в других министер­ствах то же самое происходит, уве­ряю вас. Видимо, этот кандидат и эти чиновники уверены, что на та­кое вопиющее нарушение в изби­рательной комиссии закроют глаза.

Недавно горизбирком от­казал теперь уже бывшему кан­дидату в депутаты Игорю Ермо­ленко в удовлетворении жало­бы на неправомерные действия территориальной избиратель­ной комиссии. На том основа­нии, что у горизбиркома по за­кону нет полномочий вмеши­ваться в текущую работу ниже­стоящих комиссий. Как вы это прокомментируете?

— Когда в территориальной ко­миссии Самарского района Игорю Ермоленко было отказано в реги­страции из-за якобы недостовер­ных подписей, мы пытались там по­лучить ответ, на каком основании они направили все собранные им подписи для проверки в областное управление минюста. Оказалось, такую бумагу им прислали из горизбиркома. То есть все-таки горизбирком вмешивается в текущую деятельность территориальных ко­миссий.

Но ведь проверять подпи­си комиссия обязана, почему бы это и не сделать с помощью экс­пертов минюста?

— Действо, называемое экспер­тизой, на самом деле не эксперти­за. Я не поленилась, поехала в этот минюст, где мне начальница экс­пертного отдела сказала, что их ра­бота с подписными листами экс­пертизой не является, они провели лишь предварительное экспертное обследование. Что экспертизу они могут провести только по реше­нию суда – то есть вызвать людей, чьи подписи вызывают сомнения, взять у них образцы почерка, сде­ланные в разных ситуациях – стоя, сидя за столом, на коленке и т.п. А в территориальную комиссию был представлен акт предварительно­го экспертного обследования. И эта филькина грамота ложится в осно­ву принятия решения об отказе в регистрации кандидату! Это гово­рит о мощнейшем административ­ном ресурсе.

Функционеры «Единой Рос­сии» особо и не скрывают, что используют административный ресурс…

— Да, в последнее время это ста­ло абсолютно очевидно. Я проеха­ла четыре района Самарской обла­сти, где в октябре тоже пройдут вы­боры. У меня была задача посмо­треть, насколько конкурентность соблюдается при выдвижении кан­дидатов. И во всех четырех районах я услышала страшные истории. Лю­ди рассказывали, какое давление на них оказывалось, когда они ре­шили выдвинуться и этим создали проблемы для кандидатов от «Еди­ной России». Даже высокие чины областного правительства были за­действованы, чтобы убедить «не­нужных» кандидатов не выдвигать­ся. Они действуют, как бандиты, на­мекают, мол, подумайте о своих се­мьях, детях. Или на работодателя давят, даже если это частная струк­тура. Тот вызывает работника и объясняет, что ему велели из «Бе­лого дома»: или ты отказываешь­ся избираться, или я должен тебя уволить. Высокопоставленным чи­новникам заниматься своими пря­мыми обязанностями некогда, в ре­зультате у нас леса горят и бог знает что происходит.

Губернатор и чиновники облправительства, по мнению многих, должны сделать все, чтобы ЕР победила на выборах, иначе ведь можно и своего те­плого места лишиться.

— Думаю, не только поэтому. «Единая Россия» – это ведь свое­го рода корпорация, к тому же как «партия власти» она все чаще при­равнивает себя к государственному органу, принимающему решения. А это значит, что можно и свои ма­ленькие проблемы порешать, когда ты у власти. В том числе и за счет бюджета, ибо везде же свои люди.

В нашей области у «медве­дей» пока не везде свои люди…

— Если вы имеете в виду Сама­ру, для меня совершенно очевидна причина, по которой действующе­го мэра областная власть и едино­росы пытаются представить как не­управляемого и неумелого. Мы ви­дели, как ГК «Ростехнологии» сна­чала зашла на АвтоВАЗ, а потом че­рез выборы стала хозяйничать в То­льятти. Кстати, во время тех выбо­ров была точно такая же риторика в отношении будущего тольяттин­ского мэра Анатолия Пушкова, что сейчас используется для продвиже­ния Дмитрия Азарова на пост гла­вы Самары. Молодой, грамотный, в одной связке с губернатором. И что мы видим сейчас? Какие Пуш­ков в Тольятти проблемы решил, что улучшил? Ничего, раз тольят­тинцы сейчас собирают подписи за его отзыв. Тархов неугоден, потому что сопротивляется захвату Сама­ры и передаче ее той же группе лю­дей, которая уже получила Тольят­ти на кормление. Для прикрытия такого же захвата Самары Тархова все четыре года обильно поливали грязью.

Агитация полную силу еще не набрала, но уже налицо все признаки, что нынешняя изби­рательная кампания в Самаре будет чрезвычайно грязной. Вы тоже так считаете?

— Это будет не только в Самаре, но и по всей области. Потому что самая грязная технология – это ис­пользование административного ресурса. А он используется на пол­ную катушку. На активное противо­действие этому явлению самих из­бирателей надежды пока мало. У наших граждан очень слабое пред­ставление об устройстве системы власти. Происходит целенаправ­ленное отлучение избирателей от участия в ее формировании. Неко­торые даже не знают, что в октябре у нас будут выборы мэра. Надо бы­ло сильно постараться, чтобы на­прочь отбить у людей интерес к то­му, что происходит в политической жизни города, области.

«Голос», насколько я пони­маю, как раз и пытается не толь­ко отслеживать нарушения на выборах, но и пробудить этот интерес?

— Мы всегда ждем желающих войти от «Голоса» в состав участко­вых избирательных комиссий в ка­честве их членов с правом решаю­щего голоса. Мы ждем доброволь­цев, которые в день выборов бу­дут присутствовать на избиратель­ных участках в качестве наблюдате­лей. Наш телефон 332-02-19. Надо на автоответчик назвать свою фа­милию и оставить номер телефо­на, по которому мы позже перезво­ним. Если таких людей будет много, возможностей для фальсификации результатов выборов станет значи­тельно меньше.

Самарская газета

*

По теме

Back to top button