в Мире

Репортёрам в Китае запретили критиковать чиновников

Журналистам в Китае теперь запрещено писать критические статьи о правительстве и даже о компаниях без соответствующего разрешения, согласно недавнему заявлению пропагандистских органов. Государственное управление по делам радио, кино и телевидения КНР (SAPPRFT) и Генеральное управление по делам печати и публикаций Китая (GAPP) опубликовали на прошлой неделе новые правила, приведя в пример восемь журналистов и новостных изданий, которые «сбились» с пути.

«Журналистам и новостным изданиям запрещается делать критические репортажи без соответствующего разрешения. Они не имеют права создавать веб-сайты, каналы, специальные и печатные издания, а также публиковать критические репортажи без разрешения», — говорится в официальном уведомлении. Нарушители могут лишиться лицензий на занятие журналистикой, а СМИ могут быть закрыты.

В шести из восьми приведённых случаев, отмеченных пропагандистскими органами, журналисты якобы вымогали деньги у объектов своих историй. Такие факты действительно имеют место в китайской индустрии новостей, хотя аналитики более склонны винить власти за ограничения прессы, а не подчёркивать нравственную распущенность самих журналистов.

В одном из случаев Чжоу Сян, репортёр государственного издания Maoming Evening News провинции Гуандун, в марте был приговорён к двум годам и трём месяцам тюремного заключения. Его обвинили во взяточничестве. Он якобы получил 26 000 юаней от 13 компаний и частных лиц, которым он, видимо, угрожал публикацией негативных материалов.

Обычно в таких статьях пишется о загрязнении окружающей среды, несчастных случаях на производстве или незаконном строительстве. Сколько в них правды, власти не уточняют. Помимо тюремного заключения, Чжоу Сяну навсегда запретили заниматься журналистикой.

Но каковы бы ни были злоупотребления журналиста, реальными или сфабрикованными, китайская общественность негативно восприняла новые ограничения прессы.

«Вымогательство и есть вымогательство, однако критические репортажи имеют решающее значение! Как может вымогательство одного привести к запрету для других», — недоумевает китайский адвокат Чжан Сяокунь из провинции Шаньдун, написавший в Weibo (китайский Твиттер) свой комментарий.

«Конституция утверждает, что граждане имеют свободу слова, которая включает в себя свободу критики. Разве журналисты — не граждане? Если критику запретить, то нация обречена!» — возмутился в Weibo Сун Цзудэ, известный комментатор индустрии развлечений.

Ян Бо, пользователь Интернета, написал: «Журналисты часто используют Weibo, чтобы разоблачать коррупцию без разрешения своих работодателей. Теперь они не посмеют этого делать, и коррумпированные чиновники будут спать спокойно».

Более пессимистичные китайцы не были удивлены запретом, потому что компартия никогда не ослабляла контроль над СМИ. Правила просто озвучили статус-кво, посчитали они.

Ещё до нового запрета многие китайские журналисты были наказаны за негативные новости о социальных проблемах. Например, Сян Наньфу из Пекина, писавший для зарубежного издания Boxun, был арестован в прошлом месяце по подозрению в «разжигании ссор и провокаций».

Партийные медиа-агентства сообщили, что Сян Наньфу публиковал «лживые» новости, «опорочил Китай» и «обманул китайцев», а Boxun был назван «реакционным сайтом».

Однако многие статьи Boxun затрагивают вопросы нарушения прав петиционеров и других бесправных групп в Китае.

Другие журналисты были наказаны просто за свою работу. Перед 25-й годовщиной «4 июня» (бойни на площади Тяньаньмэнь) Синь Цзянь, репортёр японской газеты Nihon Keizai Shimbun, и Вивиан У, бывший корреспондент South China Morning Post, были задержаны после того, как взяли интервью у адвоката Пу Чжицяна. Известный адвокат по правам человека в настоящее время находится под стражей, ему грозит длительный срок заключения.

Автор: Лу Чэнь. Великая Эпоха | 25 Июнь 2014

***

По теме

Back to top button