Мировая пресса

Одинокий московский голос за примирение на Украине

В связи с ростом насилия на Украине глава Русской православной церкви, похоже, дистанцировался от президента Путина, призвав к примирению и исцелению. Церкви, вступающие в союз с государством, часто (с большим ущербом для себя) узнают о том, что Цезарь в своем царстве правит сам.


Борьба за будущее Украины в пятницу приняла тревожный оборот, когда в ходе политических столкновений между демонстрантами в портовом городе Одессе погибли более 40 человек. Многие усмотрели в этом начало крупномасштабного насилия.

Но есть и другой путь, способный примирить расколовшийся народ Украины.

С начала кризиса в ноябре прошлого года президент Владимир Путин оправдывает вмешательство в дела Украины тем, что эта страна является колыбелью христианства, пришедшего в Россию более тысячи лет тому назад. Эта история объединяет русских и украинцев «культурными, цивилизационными и человеческими ценностями», о чем он объявил 18 марта в речи о присоединении к России украинского Крымского полуострова.

Но чем больше Путин полагается на насилие (или, по крайней мере, на угрозу его применения) на Украине, тем больше Русская православная церковь отходит в сторону от правящего режима.

На прошлой неделе предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл сказал духовенству, что церковь должна «сохранять свой миротворческий потенциал на Украине». «Наша церковь не поддается ни на какие политические соблазны и отказывается от обслуживания каких-либо политических позиций», — заявил он.

На Украине действуют три разных православных церкви, а Московский патриархат доминирует в восточной части страны.

После массовых столкновений в Одессе на прошлой неделе Кирилл призвал украинцев разрешать свои разногласия с помощью диалога, а не оружия. «Украина должна исцелиться и встать на путь построения благопристойной жизни для собственных граждан — построения общего дома для людей с разными политическими убеждениями», — сказал он.

В 2009 году, когда Кирилл стал главой основной российской церкви, казалось, что он сблизился с Путиным. Его собственные взгляды на то, что Московский патриархат должен объединить всех русскоязычных людей, совпадали с геополитическими представлениями Путина о распространении «русской цивилизации» на многие постсоветские государства.

Но как со временем узнаёт любая организованная религия, за союз с государственной властью часто приходится платить дорогой ценой, особенно когда государство с легкостью прибегает к насилию в целях разрешения политических споров.

Кроме того, Русская православная церковь может утратить все свое влияние на Украине, если эта страна после намеченных на 25 мая выборов займет нейтральную или антироссийскую позицию. Кроме того, может ослабнуть и роль Московского патриархата среди православных церквей всего мира.

Одним из возможных признаков того, что Кирилл дистанцировался от Кремля, было его отсутствие во время выступления Путина 18 марта. Другие религиозные деятели, и прежде всего — мусульманские, присутствовали на этом мероприятии.

В прошлом месяце Кирилл заявил, что Русская православная церковь «не может иметь политических врагов». Он отметил, что «мир вернется на землю Украины, люди найдут примирение, закон и порядок будут восстановлены, права человека будут гарантированы, и посягательство на человеческое достоинство прекратится».

События на Украине Путин описывает совсем другими словами. Но слова Кирилла выражают самую лучшую альтернативу для этой страны, которая сама должна определять свое будущее.

Церкви всегда должны стоять над конфликтом, принося исцеление, а не поводы для конфликта. На Украине такой выбор становится все яснее день ото дня.

Оригинал публикации: One Moscow voice for healing in Ukraine

Опубликовано: 04/05/2014 09:38

(«Christian Science Monitor», США)

InoSMI

*

По теме

Back to top button