ВажноКультура в России

Отец Гамлета жив. Сегодня мир отмечает 450-летие со дня рождения Шекспира

Был или нет Шекспир актеришкой родом из Стратфорда, или величайшие в мире пьесы написаны аристократами, интеллектуалами и философами — этот вопрос до сих пор составляет предмет страстных баталий, научных, полунаучных и спекулятивных теорий. Неизменным на протяжении веков остается страсть театра к этим непревзойденным во всех отношениях творениям.

Уильям Шекспир
Американец Гарольд Блум, автор блистательной книги «Западный канон», резко споря с постмодернистской идеей «смерти автора», утверждает: «В мировой литературе Шекспир занимает такое же место, как Гамлет в кругу художественных образов: это всепроникающий дух — дух, не знающий предела… Шекспир велик, как сама природа, и через посредство своего величия ощущает ее равнодушие. В этом величии нет ни одной сколько-нибудь важной черточки, которая бы объяснялась культурной узостью или половой ограниченностью».

Безмерность Шекспира и вправду многократно пугала и до сих пор пугает как его комментаторов, так и практиков, не решающихся признать в вернувшемся в Стратфорд пьянице и дебошире гения, создавшего «Гамлета». Между тем именно безмерность Шекспира до сих пор бросает вызов искусству — вызов, заставляющий принимать человека со всей его бездной и красотой — так, как Христос под петушиный крик смотрел на Петра, только что предавшего его — с надеждой и требовательностью. Этот взгляд на Шекспира воодушевляет, но и превращает Барда в некое подобие гегелевского Абсолютного духа — канонизированный автор не по большому счету нуждается ни в читателе, ни в критике.

Сегодня, в день (впрочем, вполне символический) шекспировского рождения, Театр Наций покажет еще одну постановку по его пьесам: «Шекспир. Лабиринт». Её осуществили восемь разных представителей современного театра, устроившие путешествие по творчеству классика и задействовавшие практически всё пространство театра.

Так стартует новый шекспировский век, полный страсти и любви к человеку.

Подробнее:

«Российская газета» — Столичный выпуск №6364 (92)

*

По теме

Back to top button