Самарская пресса

Космос и контрразведка

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали». И в тот же самый день первого космонавта Земли принимали «в домике на Волге». То, что этот «домик» находится в Самаре (тогда — в Куйбышеве), являлось государственной тайной. Полковник ФСБ Сергей Хумарьян носил в 1961 году звание капитана и был среди тех, кому государство доверило тайну эту охранять.

Сергей Хумарьян

— За несколько дней до 12 апреля 1961 года из сотрудни­ков нашего управления созда­ли несколько групп – мы долж­ны были выполнить комплекс оперативных и охранных ме­роприятий, связанных с космо­сом, — пишете вы в своей книге «Cекретный марафон». Между тем на космос самарские конт-рразведчики работали, как я по­нимаю, давно.

— Наша работа заметно активи­зировалась с тех пор, как Самара (Куйбышев) стала запасной столи­цей. Иностранные разведки всегда проявляли интерес к нашему горо­ду. Но особенно остро интерес стал чувствоваться в войну. Из Москвы в Куйбышев переехали посольства иностранных держав, а в составе каждого посольства…

— … есть шпионы.
— Разведчики, действующие под прикрытием дипломатических па­спортов.

«Дипломатов» интересова­ла, конечно же, Безымянка?

— Не только, но мы остановим­ся на Безымянке, потому что имен­но там находились киты самарского промышленного комплекса, кото­рые впоследствии будут работать на космос: завод №1 («Прогресс»), завод №18, самолетостроительный, а также моторостроительный завод № 24. Вот эти три флагмана всесо­юзного самолетостроения, а еще созданный позже опытный завод во главе с Николаем Дмитриеви­чем Кузнецовым, вызывали повы­шенный разведывательный инте­рес. Попытки установить контакты с секретоносителями предпринима­лись постоянно, и, бывало, развед­чиков с диппаспортами задержива­ли прямо у заводских площадок.

А добирались они туда в автомобилях с дипномерами.

Подробнее на сайте издания Самарская газета

*

По теме

Back to top button