в России

Как России сохранить лидерство в космической гонке

Когда в России появится ракета-«супертяжеловес»? Где будет построена новая мощная обсерватория? Почему нам нужно заново учиться садиться на Луну? Об этом и многом другом корреспондент «РГ» беседует с руководителем Федерального космического агентства Олегом Остапенко.

Как дела, Восточный?

Олег Николаевич, вы вернулись со строительства космодрома Восточный. Первый запуск должен состояться уже в 2015 году. Успеем?

Олег Остапенко: Отставание по срокам есть, но оно преодолимо. Серьезно подпортил экстремальный паводок в Амурской области. Затопления стройки не было, но силы отвлекались. У меня был обстоятельный разговор с Александром Ивановичем Волосовым, руководителем Спецстроя. Мы выработали целый спектр организационных, технических мер, которые должны значительно сдвинуть эти сроки в сторону уменьшения.

Как и любая большая стройка, она имеет огромные проблемы. Но ведь и задачи стоят огромные. Проведена колоссальнейшая работа. Сейчас все сконцентрировано на обеспечении первого запуска ракеты «Союз-2» в 2015 году. Мы должны проверить, насколько эффективна сама технология. Это очень важно и для перспективы развития космодрома.

Вы имеете в виду запуски тяжелых ракет «Ангара»?

Олег Остапенко: Конечно. Пока есть решение по строительству этих двух стартов — для «Союза-2» и «Ангары». Но, думаю, на Восточном нужно использовать все классы носителей. Это гарантия нашей полной космической независимости. С 2016 года должно начаться строительство старта под тяжелую ракету. Надеюсь, найдем понимание Спецстроя, чтобы войти в решение этой задачи несколько раньше запланированного срока.

Бывший вице-президент США Альберт Гор предложил выдвинуть на премию мира создателей Международной космической станции. Ваше мнение?

Олег Остапенко: Да. Это так. Предложение поддержали и Роскосмос, и президиум РАН. МКС работает уже шестнадцать лет, стала настоящим интернациональным космическим домом. Представьте: в космосе летает научная лаборатория весом в 400 тонн! Более 200 космонавтов из 15 стран провели тысячу экспериментов.

Высказываются предложения, чтобы МКС в будущем осталась как «посещаемый порт»?

Олег Остапенко: МКС будет эксплуатироваться до 2020-го, а возможно, и более. Решение по сроку эксплуатации станции предстоит принять в ближайшее время. Она была и остается базой для отработки новых космических технологий. Посещаемый порт у Земли? Такой будет обязательно — МКС.

Полный текст: www.rg.ru

*

По теме

Back to top button