Культура в России

Нелегкая судьба подсолнухов Ван Гога

Открылись неизвестные факты о двух потерянных картинах Ван Гога. Специалист по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли обнаружил ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов», что была уничтожена во время бомбежки. Впервые после войны появилась возможность увидеть работу в первозданном виде, написанную живыми, яркими красками.

Автор описывает судьбу одной из репродукций 1920-х годов, сделанную с картины, которая была уничтожена во время войны, и рассказывает о владельцах еще одного полотна, которое никто не видел с 1948 года

Однажды в Арле – в августе 1888 года — Ван Гог собирался писать с натуры. Натурщицы, которых он нанял, не пришли. Кроме того, дул безжалостный мистраль – порывистый и знойный, из-за чего условия для работы на пленере стали невыносимыми.
Поэтому художнику пришлось импровизировать: он взял охапки прованских подсолнухов, которые в это время приобрели чудесный золотистый оттенок, и поставил их в обливные керамические вазы, сделанные местными гончарами. Он начал работать в понедельник утром, а к субботе написал четыре картины с подсолнухами.

Две из них вошли в число самых любимых, известных и ценных картин в мире: они выставлены в Мюнхене и в Национальной галерее в Лондоне. Две другие для всеобщего обозрения недоступны – одна была уничтожена, когда американцы бомбили Японию во время второй мировой войны, а другая затерялась в частных коллекциях после выставки в 1948 году в Огайо.

И вот открылись неизвестные факты о двух потерянных картинах Ван Гога. Специалист по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли (Martin Bailey) обнаружил ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов» — той, что была уничтожена во время бомбежки. Поэтому впервые после войны появилась возможность увидеть работу в первозданном виде, написанную живыми, яркими красками, а к тому же на репродукции она изображена в первоначальной раме, которую Ван Гог покрасил таким образом, чтобы подчеркнуть оттенки изображенных цветов, и которую до сих пор никто не видел.

Более того, Бэйли отыскал следы и другой – «исчезнувшей» картины. Он выяснил, что она переходила из рук в руки – сначала она находилась у одного частного владельца, к которому попала после войны. Затем в 1990-е годы ее купил другой «избегающий публичности частный коллекционер», у которого есть еще несколько работ Ван Гога.

Бэйли, который на минувшей неделе опубликовал материалы своего исследования в новой книге «Подсолнухи принадлежат мне» (The Sunflowers Are Mine), обнаружил сделанную в 1920-е годы репродукцию «Шести подсолнухов» в Японии – она хранилась в небольшом музее в папке среди репродукций картин Сезанна.

Есть еще и другая репродукция этой картины, хотя по качеству она хуже, и на ней отсутствует изображение той авторской рамы. И краски на этой репродукции не такие яркие, как на той, которую обнаружил Бэйли, и которую Ван Гог описывал в письме к своему брату Тео.

Оранжевая рама – яркая в том месте, где она проходит над небесно-голубым фоном картины, и бледно-оранжевая там, где изображен сиреневый стол, на котором стоят подсолнухи – была «принципиально новым элементом в 1988 году, когда была написана картина, — пишет Бэйли. Обычно картины вешали в золоченых рамах или же – если работы были современными – в рамах белого цвета, а Ван Гог явно хотел показать, что это рама является элементом самой картины.

Картина была уничтожена в тот же день, когда была разрушена Хиросима – во время бомбардировки города Асия (Ashiya). К тому времени она давно уже лишилась той рамы, которую по заказу Ван Гога изготовил плотник в Арле, и которую художник раскрасил собственноручно. Она находилась в доме богатого коллекционера Коята Ямамото (Koyata Yamamoto) – в элегантной золоченой раме она висела над диваном. И когда дом охватило пламя, картину не стали спасать – из-за громоздкой рамы она оказалась слишком тяжелой.

InoSMI

*

По теме

Back to top button