Культура в России

Фестиваль Тарковского наградил Германа

Не успел завершиться «Кинотавр», как в Ивановской области открылся седьмой Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». В этом году – особенный, так как в рамках фестиваля впервые широкой общественности будет представлен выкупленный прошлой осенью архив Андрея Тарковского.

Возвращение архива Тарковского в Юрьевец, на родину великого режиссёра, — событие неоспоримого, огромного культурного значения. По словам Михаила Меня, губернатора Ивановской области и председателя оргкомитета фестиваля, это и есть «те духовные скрепы, о которых говорит президент страны». Особо отмечая, что архив приобретён на внебюджетные (меценатские) средства, Мень обещает, что возможность изучения уникальных документов будет со временем предоставлена всем заинтересованным в этом специалистам. В настоящий момент идёт оцифровка полученных материалов – а это блокноты с покадровым описанием фильмов, аудиозаписи, фотографии и т.п. Разумеется, всё это следует сохранить в веках, так как интерес к творчеству мастера с каждым годом только возрастает. «Мы очень рады, что частица души Тарковского вернулась сегодня на родную землю», — сказал на церемонии открытия фестиваля его президент Павел Лунгин.

Специальный приз за вклад в киноискусство оргкомитет «Зеркала» присудил в этом году Алексею Герману – увы, посмертно. «Это человек, который воплощал дух нашей страны, дух времени, эпох, которые менялись. Он всю жизнь боролся с рабством в своих картинах», — сказал на церемонии Алексей Кудрин, не только политик, не только член попечительского совета фестиваля, но и хороший друг скончавшегося в феврале режиссёра. «По сути дела, весь наш современный кинематограф российский, конечно, между этими двумя маяками плавает, — сказал Павел Лунгин, решивший уйти в кино после просмотра фильма «Мой друг Иван Лапшин». — Он весь находится между этими двумя мощными силовыми центрами, между языком Тарковского, эстетикой Тарковского, языком Германа и его эстетикой. Это были два великих изобретателя кино, которые открыли что-то совершенно новое». Пообещав на будущий год привезти в Плёс «Трудно быть богом», награду приняли вдова Германа Светлана Кармалита и его сын Алексей Герман-младший.

Как и в прошлом году, у «Зеркала» два центра: старинный городок Плёс на берегу Волги и Иваново, где фильмы фестиваля показываются в трёх кинотеатрах. Судить конкурсную программу будет жюри под председательством немецкого киноведа Клауса Эдера (среди прочего его перу принадлежат книги о Никите Михалкове и Андрее Кончаловском). В его команде – режиссёр Сергей Лозница (победивший здесь в прошлом году с фильмом «В тумане»), румынский актёр Валериу Андриуца (давний соратник Кристиана Мунджу), итальянский режиссёр-документалист Донателла Бальиво (в числе её работ есть и трилогия, посвященная Андрею Тарковскому), работающая во Франции и Дании продюсер Марианна Слот (в первую очередь известная своим многолетним сотрудничеством с Ларсом фон Триером). В ближайшие дни им предстоит посмотреть десять картин – которые будут, по словам программного директора Андрея Плахова, довольно разнообразные, но обязательно следующие традициям авторского кино, заложенным в том числе и Андреем Тарковским. «Конкурсная программа, которую мы собрали, действительно даёт возможность нам совершить некое географическое путешествие по городам и странам мира, путешествие в глубину человеческой души, познать сложность человеческих взаимоотношений, а может быть самое главное – почувствовать магию кино», — подытожил Плахов.

Учитывая сжатые сроки «Зеркала» (итоги подведут уже 16-го июня), первый фильм жюри посмотрело ещё до торжественной церемонии открытия фестиваля. Случайно или нет, но это оказалась картина со знаковым названием – «Милосердие» (Германия-Норвегия, реж. Маттиас Гласнер). Семья газовщика переезжает в один из самых северных городов в мире, где нет привычного всем разделения на время суток, а есть либо полярная ночь, либо полярный день; но что делать — работа. Отношения между Марией и Нильсом давно уже вялые – любви нет, на исходе даже привычка. Сын Маркус – молчаливый подросток, всё время снимающий собственное «кино» — будущий режиссёр, надо думать. И вот однажды в этой беспроглядной ночи Мария кого-то, кажется, сбивает – даже не понимая, кого, может быть, собаку. Не решившись выйти и посмотреть, она уезжает. Муж, приехавший вскоре на место столкновения для спокойствия души, никого не находит: да, наверное, это была собака. А потом выясняется, что погибла 16-летняя девушка… И перед парой встаёт вопрос: как же быть? Идти в полицию Мария не решается: отпечаток трагедии навсегда останется не только на ней, но и на её семье. «Я хороший человек, и каждый день я делаю людям добро», — пытается утешить себя работница хосписа. «Они научатся жить. И я тоже», — говорит она о родителях погибшей девочки, понимая, что все равно уже ничего не изменишь. А между тем, как ни странно, случившееся способствует новому сближению супругов. И бесконечная ночь закономерно сменяется ослепительным днём…

Ситуация если и не знакомая, но узнаваемая. Действительно, что делать, если виновник гибели другого человека – не злодей, не маньяк, не убийца, а обычный человек, честный, отзывчивый?.. Решит ли тут что-то закон? Непросто на такое ответить. Авторы фильма не оправдывают свою героиню, но вместе с тем дают понять, что тут нет единственного правильного решения. Нетрудно, кстати, заметить, в определённой мере «Милосердие» перекликается с нашим «Майором» который также будет показан на фестивале в рамках российской программы. Только вот фильм этого конкурса до крайностей не доходит – настаивая на смирении и взаимопонимании.

Подробнее: Ridus.ru

*

По теме

Back to top button