в России

Представитель «Русгидро»: Наибольший паводок будет в этом году на Верхней Волге

После пережитого летом 2012 года в Крымске весенний разлив рек для России — не пустой звук. Тем более, что, по данным Гидрометцентра, закончившаяся зима стала самой снежной за всю историю наблюдений в стране. Прогнозирует превышение нормы паводка в ряде регионов и российское МЧС. Одними из первых принимают на себя удар в подобных ситуациях гидроэнергетики.

«Русгидро» — третьей в мире гидрогенерирующей компании — принадлежит большинство гидроэлектростанций России. Начальник департамента управления режимами «Русгидро» Тимур Хазиахметов в интервью DW объяснил, что составляет главную проблему при работе компании в половодье, и как ее намереваются решать.

DW: «Русгидро» работает и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и в европейской части России, и на Кавказе. Где половодье будет наиболее опасным в этом году?

Тимур Хазиахметов: Пока готовы еще не все окончательные прогнозы, но можно говорить о том, что выше нормы половодье будет на Волжско-Камском каскаде. По информации Росгидромета, средняя величина прогноза суммарного притока в водохранилища каскада составит 171 кубокилометр. Норма — 161 кубокилометр. В прошлом году, для сравнения, этот показатель составил 158 кубокилометров. А наибольший паводок будет наблюдаться в районе Верхней Волги, где ожидаемый приток может превысить норму на 35-55 процентов.

Выходит, в прошлом году паводок был ниже нормы, но все-таки отмечались некоторые подтопления. Это как-то связано с тем, что уровень воды в Чебоксарском водохранилище не достигает проектных 68 метров?

— Безусловно. В прошлом году на основных притоках в Чебоксарское водохранилище наблюдалось остропиковое половодье: вода сходила не постепенно и в разное время, а сразу и одновременно на всех притоках. Это в свою очередь привело к повышенному максимуму притока в водохранилище, и вся эта вода пошла через сооружения Чебоксарской ГЭС. Если бы максимально допустимый уровень воды в водохранилище соответствовал проектному, таких проблем бы не было.

Почему это так? Ведь элементарная логика подсказывает обратное…

— Дело в том, что при текущей отметке (63 метра) Чебоксарское водохранилище практически не имеет аккумулирующей емкости. В ней можно было бы накапливать воду во время максимальных паводковых расходов, снижая тем самым максимальные расходы в нижний бьеф (часть водоема, примыкающая к гидротехническому сооружению. — Ред.).

Сегодня мы вынуждены сбрасывать в него практически всю поступившую в водохранилище воду. Выход на проектную отметку позволил бы получить дополнительные 5 кубокилометров емкости водохранилища, и это помогло бы более эффективно регулировать пики половодья.
К тому же сегодня водохранилище не может полноценно эксплуатироваться, поскольку оно изначально было спроектировано для другой отметки — под ее рассчитаны все объекты, которые должны выполнять защитные функции, например, препятствовать оползням, разрушению береговой линии. На нынешней отметке этих сооружений нет.

На каком этапе проект поднятия уровня Чебоксарского водохранилища находится сейчас? Почему он так долго не утверждается?

— Я хочу развеять некоторый миф и подчеркнуть, что это не наш проект, это проект государственный. Он затрагивает в общей сложности интересы примерно 30 регионов, решает и проблему увеличения регулирующей емкости Волжско-Камского каскада, и проблему сквозного судоходства по Волге, и экологические проблемы Нижнего Поволжья. «Русгидро» по поручению государства лишь выполняет функцию заказчика по разработке проектно-сметной документации. Сейчас вопрос заключается в том, в каком варианте реализовывать проект. Ответ на него должно дать правительство.

С проблемами наводнений сталкивается не только Россия. Вы сотрудничаете с европейскими коллегами?

— Наводнения действительно случаются не только в России, но проблемы, с которыми сталкиваемся мы, уникальны. В Европе же, скажем, не осталось ни одной реки, по размеру похожей на Оку, но при этом практически не имеющей регулирующих гидроузлов. При этом мы охотно используем любой опыт, наколенный за рубежом.

Так, например, недавно российскими и немецкими специалистами был реализован проект «Волга — Рейн», основная задача которого заключалась в обобщении методик, используемых нашими странами для управления водными системами. На мой взгляд, этот опыт оказался полезным. Достаточно вспомнить, что Германия — одна из стран-основоположниц исследований в области регулирования водных ресурсов. Там уже к началу XX века сложилась крупная научно-техническая гидрологическая школа.

Deutsche Welle

*

По теме

Back to top button