Общество

Владимиру Высоцкому и Марине Влади – 75

… В очередной раз приезжаю в Москву. Как всегда на Таганку. Стою, жду, когда у служебного входа появится Володя Высоцкий. Время – половина седьмого.

Подъезжает «Мерседес-Бенц» с заграничными номерами. Кинул мимолетный взгляд на машину и все. Жду. Открывается передняя дверь и выходит Высоцкий. Я стою рядом. Увидев, шагнул ко мне, расцеловались, и тут же он кинулся открывать другую дверь, протягивает руку и выходит Марина Влади.

Тут произошел такой разговор:

-Марина, насколько я помню, Вы не знакомы. Это тот самый Сева Ханчин из Куйбышева, о котором я рассказывал в Париже, когда мы с тобой были в гостях и вся компания с интересом слушала рассказ о том, как меня в Куйбышеве в ноябре 1967 года обманом вытолкнули на сцену Дворца спорта. Так вот это и есть тот самый партизан. Знакомьтесь.

-Сева.
-Марина. Да, заочно я о Вас знала.

Так я познакомился с Мариной Влади.

Теперь экскурс в историю.
Я начал этот юбилейный материал с Марины Влади, потому что «Высоцкий-Влади» – это единое целое. О нем я сказал уже очень много, сегодня расскажу и о ней, постоянно подразумевая? что они как бы едины.

С Высоцким я познакомился у трапа самолета в аэропорту «Курумоч» 24 мая 1967 года. И через два часа уже представил его со сцены самарской филармонии нашему зрителю. До этого были только разговоры по телефону, и вот первая встреча на нашей земле.

В этот день состоялись два концерта в филармонии и клубе Дзержинского. Залы были неполные – его еще не знали. Ночью была прогулка на катере, а утром мы проводили его в аэропорт.

Осенью в ГМК-62 пошли звонки с просьбой снова провести концерты Высоцкого. Когда собралось заявок на 40 тысяч человек, с ним и договорился о концертах в ноябре. От Дворца спорта он резко отказался, не было опыта выступлений на такую огромную аудиторию.

Да и КГБ, обком партии и управление культуры были против. Их мы уговорили, Высоцкого взяли обманом – я выезжал за ним в Москву и привез на те два знаменитых концерта во Дворце спорта 29 ноября 1967 года.

И вот какой удивительный поворот судьбы – из-за тех концертов сегодня рядом с этим Дворцом спорта открылся памятник поэту работы его знаменитого друга Михаила Шемякина. У Михаила много памятников поставлено по миру, но памятник своему другу – Высоцкому – один.

…Два вечера подряд 17 и 18 декабря 2007 года в Париже я провел в обществе Марины Влади. Оба вечера был на ее спектаклях «Vladimir Vissotsky ou le vol ar?te» — «Владимир Высоцкий, или Прерванный полет». В первый день был как раз юбилей сольных концертов Высоцкого в «Elysee Montmartre».

Спектакль сделан по ее книге, которая в переводе Юлии Абдуловой издавалась и переиздавалась у нас много раз.

С Мариной я не встречался несколько лет. Первое впечатление – такая же обаятельная, красивая и приветливая. Спектакль идет ежедневно, кроме субботы и воскресенья, почти месяц. Заняты 4 человека: Марина Влади и 3 музыканта: Константин Казанский, который аккомпанировал Высоцкому в Elysee Montmartre, и который по моему приглашению приезжал к нам в позапрошлом году на парусную регату – фестиваль памяти Владимира Высоцкого, на второй гитаре гитарист Олег Пономаренко и на контрабасе Филипп Гарсиа.

Кратко о спектакле. Он идет в очень старинном театре Teatre des Bouffes du Nord в районе Монмартра, наверное, позапрошлого века, узкий колодец в 4 яруса, напоминающий что-то из Римской империи, естественная старинная обработка стен. Зрители заполнили половину зала. Билеты – от 12 до 28 евро.

Начинается спектакль с музыкального попурри на песни Высоцкого. Затем под аккомпанемент музыкантов Марина Вади поет «Кони привередливые» на русском языке и рассказывает о спектакле по-французски. Следующая песня – «Сегодня в нашей комплексной бригаде» звучит по-русски. И следом попеременно на обоих языках она читает посвященное ей:

«Люблю тебя сейчас,
Не тайно, напоказ…»

Когда Марина рассказывает о Гамлете, то из динамиков раздается голос Высоцкого из этого спектакля.

«Pourcuois» из динамиков по-французски поет Высоцкий, Марина вживую ему подпевает.

В конце спектакля она читает предсмертное стихотворение Высоцкого «И сверху лед и снизу – маюсь между».

Я преподнес ей по окончанию спектакля красивые розы в горшочке — так французы делают некоторые букеты.

Ей долго аплодируют, не отпускают, и на бис она под аккомпанемент Константина Казанского исполняет «Ты несла свою беду…»

Хочу сказать, как говорят спортсмены: «Мастерство не пропьешь».

Три года я снимал фильм «Владимир Высоцкий – первый стадион», который был показан несколько раз по TV (Он будет показан по телеканалу ГИС Самара 25 января 2013 года в день 75-летия В.Высоцкого). Очень хотелось мне участие в фильме Марины Влади. Но как к ней подобраться. Это не так-то просто. Более 10 лет она не дает никому из россиян себя снимать. Очень обижена на Россию. Я считал, что мне будет легче, ведь мы знакомы порядка 40 лет. И все равно в первый для съемки приезд в Париж мне это не удалось. Уехал ни с чем. Но вода камень точит. И мне, можно сказать, очень повезло. И во второй наш вечер перед спектаклем съемка была произведена. Она есть в кинофильме.

Кстати, тому, кто не попадет вечером 25 января 2013 года в филармонию — на этом же телеканале ГИС будет живое общение журналистов вместе со мной по поводу юбилея поэта в 19.30 в программе Спик-шоу. «Город-С»

Влади называют французской актрисой с русской судьбой.

Родилась Марина Владимировна Полякова 10 мая 1938 года. В метрике записали: De Poliakoff – Baidakoff Marina Katrin. Дед Марины пошел по военной стезе. Дослужился до генеральских эполет. Участвовал в Первой мировой войне, потом в составе белой армии сражался с большевиками.

Как они встретились с Высоцким?

В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» она пишет: «Я приехала в 1967 году в Москву на кинофестиваль, и вместе с Максом Леоном, журналистом «Юманите», пошла в Театр на Таганке. Макс знал Володю, мы поехали в ресторан ВТО, а затем сидели у Макса на квартире, слушали, как Володя поет. Мы подружились, и вскоре Высоцкий сказал: «Знаете, я Вас люблю, и Вы будете моей женой». Вот так, сразу.

Марина улетела домой. Но тогда, летом 1967 года? на бумагу ложатся трогательные, печальные и отчаянные строки поэта, страдающего от вынужденной разлуки:

«В душе моей – все цели без дороги,
Поройтесь в ней — и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалога,
А остальное — Франция? Париж…»

Вскоре после их знакомства Володя рассказал мне об этом. Это было утром 29 ноября 1967 года в поезде, когда я вез его из Москвы в Куйбышев на концерты во Дворец спорта. Мы заговорили о фильме «Колдунья», и Высоцкий сказал, что уже знаком с Мариной Влади. Мой ответ был: «Ну, ты даешь!».

Их роман тогда только начинался.

Марина сыграла положительную роль в судьбе поэта. Увидел ли бы опальный поэт мир без Марины Вади? Большой вопрос. Да и по жизни, используя свою известность, она помогала Высоцкому.

Первое декабря 1970 года стало днем бракосочетания. Им в ту пору было чуть за тридцать, у каждого в прошлом было по два брака, и пятеро сыновей на двоих.

В церемонии бракосочетания приняли участие 4 человека – их свидетели – Макс Леон и Всеволод Абдулов.

С Мариной Влади связаны и поездки Высоцкого за границу. Она открывала ему дорогу за рубеж. Но реально этим вопросом командовали чиновники. Первый выезд был в 1973 году.

«…Перед выездом в загранку,
Заполняешь кучу бланков…»

Словом пошло-поехало: анкета, характеристика с места работы, заявление, решение профкома-парткома, справка из домоуправления, приглашение.

Можно только представить, как ему, свободолюбивому человеку, все это было читать, и отвечать на дурацкие вопросы чиновников.

Ну а уж раз вырвался, то нужно глотнуть свободы, да еще в паре с Михаилом Шемякиным. Помните:


«Меня сегодня бес водил
по городу Парижу»

Бывая постоянно в Париже, я непременно навещаю своего друга, и друга Высоцкого, художника Николая Дронникова. Он рисовал Володю в Париже в 1975 году. У него есть всего одна картина, где Высоцкий изображен в полный рост в обобщенном образе Хлопуши и восставших крестьян. Так вот эту картину он подарил мне, и я благополучно с сопроводительными документами провез ее через французскую и российскую таможни, и сейчас она украшает экспозицию нашего «Центра-музея В.Высоцкого».

У нас давняя дружба, когда я выставлял в 2003 и 2004 годах свой музей в Париже, он гармонично влился в нашу экспозицию со своими картинами. Естественно, Дронников тоже попадает в наш фильм.

Снимал на современную цифровую, но любительскую камеру. Когда же добился съемок с Мариной Влади, то нанял в Париже профессионального оператора с профессиональной камерой. Это стоит дорого, но стоит того.

Наш фильм был показан впервые в Государственном музее В.Высоцкого в Москве.

Марина хотела установить на могиле Высоцкого вместо правильного памятника, вросшую в землю глыбу гранита, в которую врезался осколок метеорита с брызгами по нему от камня. И чтобы было выбито на плите только одно слово ВЫСОЦКИЙ.

В тайге отыскали нечто соответствующее идее Марины. Но, увы, мечта осталась красивой сказкой. Решение семьи было, к ее глубокому сожалению, другим.

Марина Влади передала России бесценный дар – в Российский Государственный архив литературы и искусства — письма, написанные ей Высоцким. Теперь они хранятся рядом с письмами Пушкина, Лермонтова, Есенина. По завещанию письма будут широко доступны, когда на земле не будет их обоих. Этот бесценный дар теперь принадлежит России.

Я являюсь членом Общественного Совета Московского телевидения по Поволжью. В него входят и Никита Высоцкий и Марина Влади.

На юбилей в Москве по разным каналам будет показан мой фильм «Владимир Высоцкий. Первый стадион». В разных вариантах. Как и в Самаре.

Вот так мне представилось 75-летие В.Высоцкого в связке с Мариной Влади.

«…Я жив тобой 12 лет,
и Господом храним…»


Президент Самарского «Центра-музея В.Высоцкого» Всеволод Ханчин

*

По теме

Back to top button