Главная / Общество / Аварии ракетоносителей могли произойти по причине контрафакта из Cамары

Аварии ракетоносителей могли произойти по причине контрафакта из Cамары

В Самаре в ходе расследования уголовного дела было установлено, что часть комплектующих для космических и военных ракет производилось в кустарных условиях. Основным подозреваемым по делу проходит заместитель генерального конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Королева» Михаил Фирстов.

О производстве уголовных дел в отношении заместителя генконструктора ЗАО «ВКБ «Энергия» Михаила Фирстова сообщил прокурор по надзору за выполнением законов на особо режимных объектах Самарской области Владимир Миронов.

В отношении Михаил Фирстова по материалам УФСБ по Самарской области в данный момент возбуждены два уголовных дела. По ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере). Не исключено, что еще одно дело будет возбуждено по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Сотрудниками прокуратуры было установлено, что в 2008 году ЗАО «ВКБ «Энергия» получило госзаказ на изготовление агрегата заправки для космической ракеты-носителя. Также предприятие получило заказ на изготовление комплектующих для ракет военного назначения. Заказ, по информации прокуратуры, оценивался в 15 млн рублей.

Бюро была подготовлена техническая документация. А заместитель генерального конструктора для того, чтобы не отдавать заказ стороннему предприятию, учредил фирму ООО «Энком», которая и занялась производством комплектующих.

«Однако ООО «Энком» не имело лицензии на изготовление такого вида продукции, производственных мощностей и квалифицированных специалистов, в связи с чем, продукция была изготовлена некачественная и на ее исправление впоследствии потребовалось более 9 млн рублей», — сообщили в СУ СК РФ по Самарской области.

По словам Владимира Миронова, продукция, предназначенная для космической отрасли и военных, изготовлялась в Самаре в гаражных боксах, взятых в аренду.

Производство комплектующих длилось на протяжении полутора лет. Документация на детали оформлялась на одном из заводов Челябинска. Затем продукция вместе с документами из Усть-Катавского вагоностроительного завода поступала для сборки ракет.

Прокуратура не исключает, что еще одно уголовное дело может быть возбуждено в отношении сотрудников челябинского предприятия, так как детали поступали оттуда под маркой данного предприятия. И там же производились их испытания. Фактически для ракет поставлялись контрафактные изделия.

В дальнейшем испытания данных комплектующих на Байконуре провалились.

Руководство ЗАО «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Королева» уже поспешило уведомить СМИ, что Михаил Фирстов был уволен несколько месяцев назад. Однако, не исключено, что это было сделано уже задним числом. В данный момент предстоит установить ущерб, который был нанесен отрасли.


Возможно, часть комплектующих была установлена на ракеты, пуски которых заканчивались авариями. Отметим, что с 2008 года причиной аварий ракетоносителей «Протон» послужил разгонный блок «Бриз-М», производством которого занимается московский ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

В сентябре Роскосмос отозвал всю партию разгонных блоков «Бриз-М» для их детальной разборки. Возможно, что для производства этих блоков использовалась именно продукция, сделанная в самарском гараже.

Для Самары подобный пример не единичен. В начале 2000 годов была серия уголовных дел и зачисток в т. н. «Городе мастеров» в поселке Прибрежный. Там также производилась продукция в гаражных боксах, но уже для сборки автомобилей ВАЗ.

pasmi.ru