Главная / Культура / В Самаре состоится кинолекторий Олега Горяинова «Париж – это праздник»

В Самаре состоится кинолекторий Олега Горяинова «Париж – это праздник»

5 апреля в 19:00 Клуб любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» в Центре Российской кинематографии «Художественный» приглашает на кинолекторий киноведа Олега Горяинова, по фильму Сильвена Жоржа «Париж – это праздник».

Впервые в «Треугольнике» ведущим кинолектория выступит Олег Горяинов – киновед и философ. В 2005 году он закончил юридический факультет Самарской государственной академии (Наяновой), в 2008 году защитил диссертацию о политической философии Томаса Гоббса и её влиянии на французское Просвещение. С 2009 года пишет о кино. Публиковался в изданиях «ТрансЛит», «Сеанс», «Искусство кино». Член редколлегии интернет-журнала Cineticle. Автор двух курсов лекций по теориям современного искусства: «Искусство под угрозой мысли» и «Критика критики в современном искусстве», прочитанных весной и осенью 2016 года в галерее «Виктория». С 2012 года постоянный автор колонки о кино издания «Культура. Свежая газета».

О. Горяинов откроет зрителям киноэстетику Сильвена Жоржа – французского кинематографиста, снимающего фильмы о нелегальных мигрантах, уличных акциях протестов, бездомных как у себя на родине, так и в других европейских странах. Получив философское образование и проработав несколько лет социальным работником, Жорж перенес свой интеллектуальный бэкграунд и опыт в пространство кинематографа.

С одной стороны, Жорж социально ангажированный активист, а с другой - художник-эстет, опирающийся на авангардные практики. И эта двойственность очевидна уже в самых первых его кинематографических опытах. Если работа «Идеальный человек» (2008) представляет собой бесхитростный документальный рассказ о сложностях жизни мигранта, который не может легализовать свой статус во Франции, то другой короткий метр той же поры – «Нет границ» – авангардистский эксперимент, соединяющий пейзажные зарисовки с кадрами из жизни беженцев под музыку Арво Пярта и Альфреда Шнитке. Между этими двумя полюсами (прямолинейность документального взгляда на своих героев и сложная работа с киноязыком) разворачивается весь проект кинематографа Жоржа.

После первых короткометражных работ в его полном метре со временем стал преобладать документально-социальный полюс, в условиях которого роль режиссёра всё больше превращалась в фигуру «молчаливого свидетеля» или участника событий среди прочих равных. Так, фильм «Осколки (мой рот, мой бунт, моё имя)» (2011) – документ из жизни мигрантов в лагере для беженцев в Кале, а картина «На Мадрид (Горящий ярко!)» (2013), посвященная акциям протеста движения Indignados в Испании 2011 года, представляет собой кинохронику событий с основным акцентом на внутреннем драйве массового сопротивления полицейскому государству.

Целью Жоржа становится создание фильма как контр-репортажа. Если медийная картинка «колонизирует» политическое событие, превращая его в визуальный поток, призванный объяснять зрителю, что же он видит и как к этому следует относиться, то «кинохроника» должна удержаться от впадения в нравоучительность. Именно поэтому главный эффект от просмотра фильмов Жоржа – не праздное возмущение, которое без труда производит любая лента новостей, но аффект включения в движение масс, которое еще не опосредовано властью медиа. Сам режиссёр в одном из интервью резюмирует свой метод следующим образом: «Работать с народом, дискуссиями, политическим действием, не используя аристотелевскую поэтику».

«В предыдущих работах Жоржа была очевидна довольно чёткая граница между сценами с мигрантами и пейзажными авангардистскими коллажами, но в фильме «Париж - это праздник» эта граница, стираясь, проходит по телу одного из них – у него есть голос, повествующий о событиях его жизни, но пафос его голоса диалектически снимается потоком движений его тела. Его рассказ пугает, но твердость голоса воодушевляет. Таким образом, Жорж не «поэтизирует прекрасность», но снимает напряжение между позицией «исключенного» и силой его красоты. Как результат, фильм создаёт не образ «благородного дикаря», но через эту фигуру сообщает зрителю кое-что о действительности мира, в котором «мы» живем», – отмечает Олег Горяинов.

Париж Жоржа – город, который не узнает даже хороший знаток французской столицы. Не потому, что Жорж искажает ее образ, но потому, что срывает туристическую завесу, которая делает подавляющее большинство зрителей/жителей ходячими слепцами, беспомощно натягивающие на свои глаза камеры смартфонов.

«Париж - это праздник» (Франция, документальный, 2017, 1ч. 35 мин., 18+) представляет собой коллаж из различных эпизодов о жизни беженцев на улицах Парижа, участников протестных акций и т.п. Может сложиться впечатление, что фильм Жоржа – нечто совершенно не зрелищное. Но режиссёр пропускает множество документов о жизни современного Парижа сквозь призму авангардистских приемов, превращающих изображение в нечто совершенно неузнаваемое. Контрастная черно-белая картинка, экспериментальная закадровая музыка, городские пейзажи, сменяющиеся загадочным полем подсолнухов, движение мигранта по Парижу, которое растворяется в пространстве темноты кадра – все это придает фильму энигматический эффект.

«По предыдущим работам Жоржа его можно было заподозрить в эстетизации мигрантов и бездомных. Рябь чёрно-белого изображения, контраст, которого достигает Жорж в изображении лиц беженцев, их образа жизни, работает на создание эффекта особого рода благородства и отчуждения. Кинокритики пишут, что не узнают Парижа на черно-белых кадрах фильма Жоржа, резкость которых делает их «чернее черного и белее белого». Но если Париж утрачивает свои привычные контуры, превращаясь из туристической открытки в холодное пугающе-прекрасное новое пространство, то, попадая в прицел камеры Жоржа, его герои обретают особое благородство, чистоту, которую у них отнимает медийная картинка, делая из них «просто нелегальных мигрантов». Как результат, у Жоржа эти фигуры приглашают зрителя не к сочувствию, а к соучастию – стирают границы между «мы» и «они»», - говорит Олег Горяинов.

Голос за кадром: Валери Древиль.

Фильм демонстрируется с субтитрами.