История Самары: 24 января. Создание политеха (1914), национализация речного флота (1918), отмена политкомиссаров (1920)

Так удивительно совпало, что в один день встретились две новости на одну тему, датированные 24 января разных лет: первая в 1918 г., вторая ‐ в 1936 г. 24 января 1918г. Волжские пристани получили телеграфное сообщение о том, что В.И.Ленин подписал декрет о национализации речного флота. 24 января 1936г. На партийном активе речников города Куйбышева обсуждали «причины плохой работы коллектива Средне-Волжского пароходства за минувшую навигацию«. Главная причина: Практически весь флот Волги был дореволюционной постройки, возраст большинство судов имел весьма преклонный: 40-50 лет…
24 января 1914 года в Самаре был создан политехнический институт.
24 января 1920г. На общем собрании коммунистов 1-го горрайона дискутировался вопрос об упразднении в Красной Армии института политических комиссаров.

————

Этот день в истории края.

Технический университет

24 января 1914 года в Самаре был создан политехнический институт. Его открытию предшествовали многочисленные настойчивые обращения к властям деловых людей и руководителей города о необходимости создания учебного заведения для подготовки инженерных кадров в Самаре.

Политехнический институт в Самаре должен был иметь два факультета: коммерческо-экономический и сельскохозяйственный. На каждом из них два отделения: экономическое и коммерческо-техническое. В утвержденном штате числился ректор, два декана, пять профессоров и управляющий загородной фермой. Начать занятия предполагалось с 1 июля 1915 года. На строительство и оснащение института государство выделило около трех миллионов рублей.

1 июня 1915 года в Самару прибыл только что назначенный ректор Павел Ильич Митрофанов — бывший декан физико-математического факультета Варшавского университета. Это был известный профессор, доктор зоологии, действительный статский советник. Он окончил физико-математический факультет Московского государственного университета, был опытным преподавателем. В Самаре ему назначили приличный оклад, который складывался из жалования — 3000 рублей, столовых — 750 рублей, квартирных — 750 рублей, выслуги — 1500 рублей и за службу в губернии Царства Польского — 1250 рублей. Итого 7250 рублей, сумма по тем временам немалая, если учесть, что фунт мяса стоил 5 копеек, а пуд картофеля — 16 копеек.

Весной 1915 года политехнический институт объявил набор студентов. Летом в помещении Самарской биржи начались занятия, но вскоре они были прекращены из-за недостатка средств. В связи с вступлением России в Первую мировую войну строительство институтского корпуса так и не было начато.

Лишь в 1930 году идея создания втуза в Самаре начала реально воплощаться в жизнь. В ответ на просьбу крайисполкома Постановлением СНК СССР от 23 июня 1930 года за № 211 в городе было создано сразу четыре института: строительный, химический, энергетический и механический. В декабре 1933 года состоялся первый выпуск механиков по холодильному оборудованию, 109 специалистов высшей квалификации были направлены в народное хозяйство. В том же 1933 году энергетический и механический институты были объединены в Средне-Волжский индустриальный институт. А через год к ним был присоединен и химико-технологический институт. Возглавил новое учебное заведение грамотный инженер Аркадий Ефимович Бобко. Многие студенты и преподаватели тех лет впоследствии стали известными хозяйственными руководителями и учеными.

В 1962 году индустриальный институт был преобразован в Куйбышевский политехнический, у него появился филиал в городе Сызрани. А в 1992 году политехнический институт перешел на многоуровневую систему образования и получил статус Государственного технического университета.

Сегодня в состав университета входит более 70 научных подразделений, которые участвуют в осуществлении федеральных программ. А на 11 его факультетах обучается более 9000 студентов. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, среди которых 120 докторов наук, около 700 кандидатов и доцентов, 32 академика и члена-корреспондента международных и российских академий, 15 заслуженных деятелей науки РФ. Университет ведет подготовку инженеров почти по 100 самым востребованным специальностям. СамГТУ — крупнейшая в Поволжье кузница инженерных кадров.

———

Автор ГОЭЛРО и «Варшавянки»

24 января (по старому стилю 12 января) 1872 года в Самаре родился Глеб Максимилианович Кржижановский, будущий советский государственный деятель, академик, Герой Социалистического Труда.

Его отцом был обрусевший поляк Максимилиан Кржижановский, родители которого в свое время оказались в Тобольске из-за участия в польском восстании 1848 года. В поисках работы молодой человек в 20-летнем возрасте уехал из сибирского городка и скитался по России, пока случайно не оказался в Оренбурге, где встретил дочь аптекаря Эльвиру. Однако отец девушки был категорически против их брака, и тогда молодые люди бежали из Оренбурга в Самару, где у них родился сын Глеб. Поскольку родители церковного брака не заключали, всю первую половину жизни Глеб по документам числился незаконнорожденным.

В Самаре Максимилиан и Эльвира наконец-то смогли найти работу. Денег хватало на то, чтобы снять квартиру и дать образование сыну, который в 1879 году поступил в Самарское реальное училище. Все предметы давались ему легко, и уже с 13 лет Глеб сам давал платные уроки неуспевающим гимназистам. С отличием окончив реальное училище в 1889 году, он уехал в Санкт-Петербург, где поступил в технологический институт.

Именно в это время Кржижановский впервые познакомился с марксистами и с Владимиром Ульяновым, вместе с которым в 1895 году стал одним из организаторов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Но вскоре за участие в революционной деятельности он был арестован и на три года сослан в Сибирь, в село Тесинское Минусинского округа.

После ссылки ему разрешили поселиться в Самаре, где Кржижановский с 1902 года руководил искровским центром и работал инженером в железнодорожном депо (ныне оно носит его имя). Он активно участвовал в Первой русской революции, став в октябре 1905 года председателем забастовочного комитета Юго-Западных железных дорог с центром в Киеве.

После спада революционной волны Кржижановский с головой уходит в инженерную и научную деятельность. В 1909 году он пишет свою первую серьезную научно-техническую работу «О природе электрического тока», а в 1910 года поступает на службу в Москву в качестве заведующего кабельной электросетью. Тогда же он руководит строительством электростанций в Подмосковье, а в 1913 году выдвигает идею строительства ГЭС под Самарой, в Жигулевских воротах.

Этот его проект вызвал большой переполох. Архиерей Самарский и Ставропольский Симен направил в Италию, в город Сорренто, где в то время жил владелец всех Жигулевских земель граф Орлов-Давыдов, телеграмму следующего содержания: «…призываю на Вас Божию благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».

Граф счел идею Кржижановского настолько сумасбродной, что даже не подумал вернуться в Россию по столь незначительному поводу. Он лишь поручил своему управляющему в Самаре дать категорический отказ на такое строительство. И вряд ли ему в то время даже в кошмарном сне могло присниться, что всего лишь через семь лет после обнародования этого плана, уже при советском правительстве будет образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), а Кржижановского назначат ее председателем. После проведения инженерных и экономических расчетов 23 декабря 1920 года он выступил на VIII Всероссийском съезде Советов со своим знаменитым докладом о плане ГОЭЛРО, который получил безоговорочное одобрение делегатов. Несмотря на то, что этот план многие называли «электрофикцией», он в основном был выполнен уже к 1930 году.

В эти же годы Кржижановский сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования, был первым председателем Госплана (1921–1930), участвовал в составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1929-1939 годах он — вице-президент АН СССР, основатель и до конца своей жизни руководитель Энергетического института АН СССР. Он многое сделал для привлечения видных российских деятелей науки к разработке важных народно-хозяйственных проблем.

Глеб Максимилианович в течение своей жизни не раз проявил себя и как незаурядный литературный деятель, поэт. Еще в сибирской ссылке он переработал гимны восставших поляков, которые ему стали известны от отца, и на их основе написал русские тексты, ставшие впоследствии очень известными песнями революционного подполья. В их числе — знаменитая «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»), «Красное знамя», «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны».

Известно, что в 1937 году сотрудниками НКВД были перехвачены некоторые письма Кржижановского старым большевикам, в которых он весьма нелестно отзывался о Сталине. Однако по приказу вождя ученого все же не арестовали, но вся деятельность Кржижановского была взята под строгий контроль, и вплоть до начала 50-х годов он был отстранен от руководящей работы в советских и научных организациях, а имя его замалчивалось.

О научных трудах Кржижановского вновь заговорили только в период строительства Куйбышевской ГЭС. В 1957 году старейшему советскому теоретику гидростроительства было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Глеб Максимилианович Кржижановский успел увидеть мечту своей жизни — крупнейшую в мире ГЭС на Волге. Он скончался 31 марта 1959 года. По решению правительства его прах был захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

24 января 1741 года из Оренбургской комиссии в Самарскую воеводскую канцелярию пришел Указ о надзоре за поведением стоящих на постое солдат. В Указе отмечается рост среди них «воровства», которое «час от часа умножаетца и между тем уже и смертное убийство явилось».

24 января 1876 года гласный самарской городской думы Петр Алабин, «будучи специально знаком в теории и на практике с техникой устройства публичных библиотек», подал в думу проект устава и управления публичной библиотекой в Самаре.

24 января 1915 года в Самаре создан Политехнический институт. В нем было два факультета: сельскохозяйственный и коммерческий. На каждом два отделения — экономическое и коммерческо-техническое. В утвержденном штате числился ректор, два декана, пять профессоров и управляющий загородной фермой. На строительство и оснащение института государство выделило около трех миллионов рублей. Занятия предполагалось начать 1 июля 1915 года.

24 января 1918 года в Самару пришло телеграфное сообщение о том, что В.И.Ленин подписал декрет о национализации речного флота.

24 января 1918г. Губисполком утвердил «Конституцию губернской власти». Губисполком объявляется исполнительным органом съезда Советов, а в период между съездами – и законодательным органом.

24 января 1918г. Из-за недостатка сырья и топлива остановлен Трубочный завод.

24 января 1918г. Волжские пристани получили телеграфное сообщение о том, что В.И.Ленин подписал декрет о национализации флота. Через два дня этот документ опубликовала «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства».

Декрет объявлял «… общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предприятиям и владеющим морскими и речными судами всех типов… со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий«. Органами, которые на местах взяли на себя национализацию флота, судоремонтных предприятий и функции управления, стали Деловые советы. Они формировались на выборной основе собраниями рабочих и служащих пристаней, затонов, мастерских. В Самаре забирал суда у хозяев и горисполком. Он реквизировал в марте пароходы «Дочка», «Соколик», «Гражданка», «Судьба», «Галина» и ряд других.

В особом положении оказался нефтефлот Волги. По постановлению Совнаркома его оставили в управлении прежних владельцев под наблюдением Главконефти. «Предлагаем незамедлительно передать местным конторам прежних владельцев национализированные наливные суда, баржи, а также береговые сооружения, ремонтные мастерские нефтеторговых фирм, буксирные пароходы и все необходимое оборудование«, – эта неожиданная телеграмма в Самарский Совет была подписана Лениным.

Такому распоряжнию, по свидетельству бывшего караванного приказчика общества «По Волге» и председателя комитета затона Поджабный П.З.Лукичева, многие не поверили. Национализация так упорно проводилась в жизнь, что некоторые суда во время рейсов по Волге подвергались ей несколько раз. Астраханцы даже обратились к водникам Самары с предложением выдавать на суда специальное удостоверение о том, что судно национализировано в таком-то городе.

Решение Совнаркома об отмене национализации нефтеналивного флота не нашло поддержки и у местных властей. «Несмотря на яростное сопротивление лесоторговцев и верхушки служащих нефтепромышленных контор, мне все же удалось провести муниципализацию лесных складов и пристаней, взять под советское управление нефтепромышленные конторы». Это из воспоминаний бывшего работника Самарского губсовнархоза А.Я.Бакаева.

Подобного рода недоразумения, однако, не вносили раскола в главное: и центр, и водники хотели одного – национализации. Только цели ее понимались по-разному. Свидетельство тому мы находим в выступлении В.И.Ленина на заседании Совнаркома 4 марта. «Задача социализма – переход всех средств производства в собственность всего народа, а вовсе не в том, чтобы суда перешли к судовым рабочим, банки — к банковским служащим… Так что, если нам говорят, что речники будут частными хозяевами управления, ясно, что мы на это не согласны. Управлять должна Советская власть».

24 января 1920г. На общем собрании коммунистов 1-го горрайона дискутировался вопрос об упразднении в Красной Армии института политических комиссаров. Принята резолюция: считая в принципе необходимым и своевременным введение в армию единоначалия. Собрание высказывается за постепенное упразднение института комиссаров.

24 января 1936г. На партийном активе речников города Куйбышева обсуждали »причины плохой работы коллектива Средне-Волжского пароходства за минувшую навигацию». Главной виновницей неудовлетворительных итогов волгарей была названа «реакционная теория предела». Носителями ее в пароходстве объявили инженеров судовой службы СВРП Зюзина и Доронина. Родилась такая теория, естественно, не в рабочих коллективах и не на пустом месте.

Практически весь флот Волги был дореволюционной постройки, возраст большинство судов имел весьма преклонный: 40-50 лет. Некоторые даже, как буксирные пароходы «Добрый», «Желанный», «Крестьянин», «Труддисциплина», «Зайсан», «Рыбак», «Сочи», вступили в работу 65-80 лет назад. Два волжских судна можно назвать уникальными. «Владимиру» в 1935 году исполнилось 84 года, а «Микуле Селяниновичу» – 88. А они еще не просто держались на воде, но работали. Конечно, не как прежде. И скорость другая, и мощность… «Предел» им ставила не теория, а долгая трудовая жизнь.

Еще хуже обстояли дела с несамоходным флотом (и не только в силу его физической изношенности). До 70% навигационного времени баржи простаивали под погрузкой и выгрузкой: на причалах не было никакой механизации. Закладывать в план работы таких судов высокие показатели было бы абсурдным. Но на партактиве Зюзина и Доронина обвинили именно в занижении мощности судов, скорости их движения, чем «был нанесен громадный ущерб государству и развитию стахановского движения».

О чем писали самарские газеты
24 января 1948г. План второго года послевоенной пятилетки (1947 г.) предприятия области выполнили досрочно, 15 декабря. На десятки миллионов рублей выпущено продукции сверх плана. Особенно порадовали нефтяники. Всего за один год они увеличили добычу нефти на 40 процентов. Такой прирост (в три раза) превышает уровень добычи нефти в предвоенном 1940 году. «Им вполне по силам выполнить программу пяти лет всего за три года».

Увеличили почти в два раза выпуск бензина нефтеперерабатывающие предприятия области.
Среди передовых предприятий названы также заводы по производству подшипников, станкостроительный, толерубероидный, строительной керамики, мебельный.

———

*
Back to top button