Здравствуй, самарский народ

Запачкать чужую рубашку, или постирать свою? Поговорим о троллях

Вас когда-нибудь прилюдно оскорбляли, да так, чтобы обидно и неприятно стало до глубины души? Чтобы вскипал вполне справедливый гнев к обидчику, который без всяких причин полил вас грязью в присутствии множества людей? Тогда, я думаю, вы меня поймете.

Вот только то, о чем я говорю, произошло не на улице, не в переполненной аудитории… А в социальной сети. Хотя разницы нет абсолютно никакой. Интернет — публичное пространство. И если кто-то к тебе обращается — то это видят все, об этом знают все. И если кто-то пишет тебе, что ты «олень, идиот, безмозглая курица, выпендрежник» (что еще совсем мягко) — то об этом знают все. Этот кто-то совершенно не заинтересован в обоснованности своих характеристик. Важна реакция. Важно то, как это будет выглядеть, то, как будешь выглядеть ты… Это называется «троллинг». Не хочется долго расшифровывать значение слова, воспользуемся справкой.

Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения.
Википедия

Пожалуй, суть ясна. «Тролль» пытается «поймать» собеседника на крючок, бросив ему приманку. Приманкой является фраза, способная задеть, уколоть по больному, побудить к ответной реакции. Ответная реакция может быть любой, агрессивной или не очень, не важно. Важна реакция на раздражитель, которая будет показывать, что вам не приятно. Именно этого и добивается тролль.

Зачем? «…как правило, аудитория легко переходит на позиции выступающего, соглашаясь с его суждениями, и всем становилось ясно, что здесь, в этом зале дураков нет. В худшем случае аудитория не соглашалась и настраивалась враждебно, но и тогда бывало легко, потому что оставалась возможность язвить и высмеивать, а одному спорить со многими не трудно, так как противники всегда противоречат друг другу, и среди них всегда найдется самый шумный и самый глупый, на котором можно плясать ко всеобщему удовольствию» — А. и Б. Стругацкие. «Гадкие лебеди».

Это своего рода игра. Тролль получает моральное удовольствие, высмеивая, оскорбляя, раззадоривая, он словно дергает за ниточки, и тот, кто ведется, доставляет ему радость. Столкнувшись впервые с таким поведением в интернете, я совершенно не знала, как реагировать. Что ответить человеку, чтобы он перестал так себя вести…

Что ж, могу сказать, что все, что я делала, было ошибкой. Я не знала, как реагировать — уже в этом я оступилась! Потому что лучшая защита от троллинга — игнорировать самого тролля. Да, опытный тролль знает, что вы будете пытаться это делать. И он обязательно напишет что-то, после чего будет сложно промолчать (оскорбит ваших родителей, детей, бабушку или собаку, посягнет на что-то святое для вас, даже не побрезгует полить грязью того, кого нет в живых, ударит по вашим комплексам или тайным страхам). Для него это просто игра, в которой он меняет правила. Простые оскорбления в сети — это еще самое простое, что может сделать тролль. Высший пилотаж — заставить человека злиться с помощью ряда тонких намеков, не прибегая к прямым оскорблениям, строить из себя этакого интеллигента и знатока человеческих душ.

Я нередко натыкаюсь на попытки коллективного троллинга. Например, размещает пользователь ссылку на другого пользователя, а внизу пишет прямым текстом «Все сюда! Надо срочно затроллить!»

Или же оскорбления в сообществах разного рода.

Выглядит примерно так: некто Вася пишет комментарий к картинке (видео, песне, новости и тд), появляется оппонент, грубо отвечает Васе, затем еще несколько оппонентов, все они накидываются на бедного Васю, и покатился снежный ком. Противно смотреть, но смотреть больше некуда. Были когда-то времена, когда тот же «вконтакте» был всего-лишь полем для общения и обмена музыкой и видео. Теперь это поле боя, ненависти и оскорблений. Сложно понять, откуда в людях столько зла.

Хотя что тут понимать. Вседозволенность и безнаказанность так манит. Можно спрятать трусливую сущность за грозной аватаркой, знать, что тебя никто не будет искать, и тратить драгоценное время, чтобы надавать по морде. Закрадываются мысли, что эти люди либо жаждут внимания, но не могут себя выразить как-то иначе, либо подпитываются чужим негативом, либо просто отыгрываются на непричастных за свою неудавшуюся жизнь. Интернет дарит им возможность испачкать чужую рубашку, вместо того, чтобы отстирать свою.

Но я могу ошибаться в предположениях. Возможно, троллям просто нравится доводить окружающих до белой горячки. Просто нравится, без всяких скрытых мотивов, детских комплексов и фрейдистских теорий. Нормальным людям не понять, как можно получать простое удовольствие от унижения других.

Самое страшное — не оказаться жертвой тролля, нет. Страшно другое. Тролли сейчас в большинстве своем вполне молоды. Им от 16 до 25. Поэтому рано или поздно мы окажемся в мире, в котором они будут учить детей, лечить больных, управлять организациями, продавать вещи, строить дома и делать еще много разных дел. Они вырастут. Но нет никакой гарантии, что изменится их мелкая трусливая сущность.

Чекина Мария

*

По теме

Back to top button