Культура в России

Кино без кинопленки: ура или увы?

С изобретения катушечной пленки 125 лет тому назад началась история кинематографа. И вот эпоха аналоговой пленки подходит к концу, ее заменяет цифровая технология. Прогресс? С появлением цифровых носителей фото- и кинопленка необратимо превращается в музейный экспонат. Банкротство фирмы Kodak в начале 2012 года ознаменовало конец аналоговой эпохи в фотографии и кино.

Подняв с пола бобину 35-миллиметровой пленки, Оливер Хаушке (Oliver Hauschke) укладывает его на платтер — специальное устройство для подачи пленки в кинопроектор. Потом протягивает пленку через валики и ролики. Оглушительно рокочет проектор, в темноту устремляется свет от лампы мощностью 2500 Ватт. «Треск, как от мотора старой малолитражки», — жалуется киномеханик. Но опыт помогает ему по этому звуку различать, все ли в порядке. Оливер Хаушке смотрит в «бойницу» на киноэкран: надо чуть-чуть увеличить резкость. В зале рождается магия кино…

Киномеханик Николь Вегнер
Аналоговый рокот

Оливер Хаушке работает киномехаником уже пятнадцать лет. Ежедневно он крутит больше десятка фильмов. Работа нелегкая. «Отдельные части кинопленки надо сначала склеить в один рулон, — объясняет Оливер. — Уже одно это занимает около часа времени». Впрочем, грядут (или уже настали!) новые времена. Аналоговую технику вытесняют цифровые кинопроекторы. В кинотеатре артхаусного фильма «Cinenova», где работает Оливер Хаушке, новые технологии появились недавно. Вручную делать ничего не надо. Это большое облегчение для киномеханика.

Цифровой кинопроектор обеспечивает демонстрацию фильма не с пленки, а с жестких дисков или видеосервера. Вместо пленки — файл. Киномеханик лишь нажимает на кнопку «старт», все остальное происходит автоматически: раздвигается занавес, закрывающий экран, выключается свет в зале, открывается кадровое окно, начинается фильм, а потом все в обратной последовательности. «У киномехаников раньше всегда были грязные пальцы», — говорит Оливер Хаушке. Цифра же не оставляет следов.

Прелесть в несовершенстве

А вот для Николь Вагнер грязь на руках — это не зло, а приятный атрибут, как рабочие мозоли или краска на руках художника. Впрочем, и она не отрицает преимуществ цифровых технологий: «Мой последний фильм мне было бы не снять, если бы я работала с пленкой. На проявку 80 часов отснятого материала мне просто не хватило бы денег».

Пробные испытания цифровой киноустановки в кельнском кинотеатре «Cinenova» прошли отлично. Киномеханик Оливер доволен. «Изображение заметно резче, чем когда работаешь с 35-миллиметровой пленкой. И проецировать можно много раз без потери качества. Фильмокопия же постепенно изнашивается, на пленке появляются царапины, изображение мутнеет». Но как раз в несовершенстве — особая прелесть кинопленки, возражает своему коллеге Николь. Фильм, по ее словам, «живет и дышит на экране».

Ганнибал Гудвин вряд ли думал, что его изобретение когда-нибудь будут критиковать за то, что оно пачкает руки. 125 лет тому назад, в мае 1887 года, американский священник, которому понадобился носитель нового типа для иллюстраций к проповедям и лекциям, подал заявку на патентирование катушечной пленки – сначала для фотоаппаратов. Это было революционное техническое новшество. До изобретения пленки на нитроцеллюлозной основе запись изображения производилась на жестких стеклянных пластинах, а лента из прозрачного и гибкого материала, обладающего значительной износостойкостью, могла вместить очень много картинок.

Патент Гудвина был зарегистрирован, однако, лишь 13 сентября 1898 года. К тому времени американский изобретатель и предприниматель Джордж Истман, основатель компании Kodak, уже начал массовое производство катушечной пленки по изобретенной им технологии. Нитроцеллюлоза, впрочем, была чрезвычайно горючим и даже взрывоопасным материалом, и во второй половине 20 века пленку начали производить на основе безопасного триацетата целлюлозы.

Надо ли гнаться за цифрой?

С появлением цифровых носителей фото- и кинопленка необратимо превращается в музейный экспонат. Банкротство фирмы Kodakв начале 2012 года ознаменовало конец аналоговой эпохи в фотографии и кино. Кинорежиссеры, правда, продолжают еще снимать на 35-миллиметровой кинопленке, но постпроизводство кинофильмов уже давно цифровое.

Подробнее: Deutsche Welle

***

По теме

Back to top button