Мировая пресса

Лучший Шерлок Холмс жил в СССР

На кинофестивале Go East немецкой публике показали «Приключения Шерлока Холмса» с Ливановым. Кинокритик Кристоф Хубер объясняет, почему советский Холмс — лучший в мире. На фестивале восточноевропейского кино Go East в Висбадене с большим успехом прошла ретроспектива лучших фильмов студии «Ленфильм». Немецкому зрителю показали легендарные «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым в роли детектива.

Мы поговорили с кинокритиком Кристофом Хубером (Christoph Huber) о том, почему советский Холмс вошел в историю кино.

Deutsche Welle: Кристоф, опишите свои впечатления от первого просмотра советского «Шерлока Холмса»? Вы узнали героя или восприняли картину как некий курьез?

Кристоф Хубер: Курьез? Ни в коем случае! Среди фанатов Шерлока Холмса советская экранизация считается наиболее близкой к литературному первоисточнику. И я согласен с этим. Конечно, поначалу непривычно слышать, как Холмс и другие герои говорят на русском, но потом это проходит. Создатели фильма, вернее фильмов, старались придерживаться оригинальных диалогов. Единственный отход от канонов — это то, что создатели фильма объединяли несколько рассказов в одну историю, но, поскольку они взаимно обогащают друг друга, и это тоже можно отнести к плюсам.

Фильм снимался в СССР. Многие члены съемочной группы никогда не были в Лондоне, разве что во время короткой туристической поездки. Удалось ли в СССР воссоздать атмосферу викторианской эпохи?

— Меня эти фильмы убеждают. По крайней мере, они убедительнее, нежели многие западные картины. Американские фильмы ведь тоже снимались не в Лондоне. Декорации в советской картине подобраны с душой, а «советская Бейкер-стрит» — до сих пор наиболее тщательно обставленная квартира во всей холмсовской фильмографии.

Многие россияне убеждены, что советский Холмс не просто самый лучший, но что лучшим его признают и на Западе. Есть ли у этого предположения какие-то основания?

— Без сомнения. Единственное, что на Западе может сравниться по масштабу и качеству, так это фильмы с Бэзилом Рэтбоуном в роли Холмса и Найджелом Брюсом в роли Ватсона, снимавшиеся с 1939 по 1946 годы. Их, также как и советские, можно пересматривать бесконечно. Но фильмы с Рэтбоуном куда свободнее обходятся с оригинальными текстами. Если же ценить близость к оригиналу, то у советских фильмов просто нет конкурентов.

Что, помимо близости к оригиналу, советский Холмс еще подарил миру?

— Во-первых, Холмс и Ватсон впервые предстали тут равноценными фигурами. До этого фильма Ватсона в кино изображали, как правило, недалеким, туповатым. На этом фоне гениальность Холмса проявлялась еще ярче. Однако совершенно ясно, что Ватсон был чрезвычайно умным и скромным человеком, который порой просто подыгрывал другу. Скромность и заставляла его выглядеть порой наивно. Режиссер Игорь Масленников и его сценаристы почувствовали это. От серии к серии роль и значение Ватсона все увеличивались. Ватсон в советском фильме вышел из тени Холмса. Еще одна особенность – это тонкий психологизм, с которым вырисована фигура Холмса. Ливанов играет глубокую личность, а не Джеймса Бонда, каким его изображают сегодня.

Подробнее: Deutsche Welle

***

По теме

Back to top button