«Дорого яичко ко Христову дню»
В древне-русском языке «Велик день» — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник). Оставим в стороне церковную составляющую праздника, об этом много скажут другие, а обратимся к народным традициям, о которых мы часто вспоминаем. Пасха, будучи главным православным праздником, стала органичной частью славянской народной традиции и обросла огромным количеством обычаев и обрядов (в том числе тех, которые явились языческим наследием и слабо связаны с её христианским содержанием). Вот, к примеру, несколько интресных поговорок и примет: Дорого яичко ко Христову дню. Он по яйцам пройдёт, ни одного не раздавит (про осторожных). Дай ему яичко, да ещё и облупленное (про любопытных). Хоть чёрненька курица, да на белых яичках сидит. Курочка бычка родила, поросеночек яичко снёс (о краснобае). Пасхальные открытки — отдельный вид художественного творчества.
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах.
Пасха (Велик-день, Велика-ночь) — самый значительный и важный весенний праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является Юрьев день. Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Фоминой недель.
Церковь особенно ревностно следила за тем, чтобы на Пасху не было языческих обрядов и игрищ. В значительной степени ей удалось этого достигнуть.
Именно этим можно объяснить большое количество явно не христианских обрядов на Пасху. Причем не только на само Светлое Воскресение, но и на весь недельный праздничный комплекс.
Иллюстрации: govorim-po-russki.blogspot.com
От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной Пасхи, крашение яиц и т. п.
В традиции русской православной церкви Пасха считается «царём дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Светлая неделя называется у народа: великоденскою, славною, великою, радостною, червоными святками. В народной традиции Великдень отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Великдень человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые в этот день воспринимались как грех.
В Великдень начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста с узором в виде солнца, и паску — сладкое блюдо из творога в виде пирамиды, освящённые в церкви в Страстную субботу.
У русских существует поверие, что в этот день открывается небо, и в продолжение всей Светлой недели души усопших беспрепятственно переходят в селения праведных, постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними.
Во многим местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносили яйца, пироги, низко кланялись могилам и говорили: «Христос воскресе!» Многие были уверены, что в этот день умершие всё слышат. Яйца крошили на мелкие кусочки и разбрасывали на могилках. В церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. Любопытно замечание одной пожилой женщины: «Раньше, в старину, когда народ был праведный, придя на кладбище на восклицание «Христос воскресе!» можно было услышать и ответ от умерших, а теперь народ исплутовался, так и не слыхать».
Вообще на Великоденской неделе, как и на Масленицу, главное внимание уделялось молодёжи и молодожёнам. Так, например, в молодёжных пасхальных хороводах обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожёны, поженившиеся в течение последнего года.
На Великоденской неделе было принято обмениваться визитами со сватами, причём приглашали не только настоящих, но и будущих сватов, то есть родня обручённых жениха и невесты приглашала друг друга в гости. Жениха с невестой сажали на почётном месте в красном углу. Обычай требовал, чтобы жених ухаживал за невестой, называл её обязательно на «вы», по имени-отчеству, или же просто «наречённая моя невеста»; тот же обычай требовал, чтобы он сгребал сласти с тарелки и потчевал ими девицу. После обеда жених с невестой обязаны были кататься с нею по селу, и при этом непременно обняв друг друга за талию.
По материалам Википедии — свободной энциклопедии
Творожная пасха – одно из главных блюд на традиционном пасхальном православном столе
Пасха традиционно имеют форму четырехгранной пирамиды, на сторонах ее выложены буквы ХВ, что означает «Христос Воскресе». Все это имеет непосредственное отношение к библейским рассказам о Гробе Господнем. Если проще, то пасха и является его символом. Творожную пасху православные славяне готовили всегда, причем заранее. Наши предки вообще славились запасливостью, потому к Пасхе приготовления они начинали чуть ли не за несколько месяцев до самого праздника, начиная коптить и вялить мясо и рыбу. Творожную пасху нужно начинать готовить минимум за два-три дня до Пасхи, иначе она не успеет «созреть».
Подробнее читайте об этом на нашем сайте bgds.ru
***