Общество

В Самаре открылась выставка «Жизнь, посвященная небу»

(к 100-летию Военно-воздушных сил России) С 27 марта по 30 апреля 2012 г. в филиале федерального казенного учреждения «Российский государственный архив научно-технической документации» (филиал РГАНТД) будет проходить историко-документальная выставка «Жизнь, посвященная небу».

12 августа 1912 г. по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России. В основные задачи Военно-воздушных сил (ВВС) входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск и Военно-морского флота, непосредственное уничтожение объектов и войск противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе. Основными структурами Военно-воздушных сил являлись дальняя, военно-транспортная и фронтовая авиация. К началу 1913 г. в стране насчитывалось 11 организаций воздушного спорта и 12 аэродромов; 195 отечественных пилотов имели дипломы разрешения Международной воздушной федерации. Советские Военно-воздушные силы основаны в 1918 г. как Рабоче-крестьянский Красный Военно-Воздушный Флот.

Грандиозная индустриализация советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию. К концу 30-х годов было налажено массовое производство истребителей И-15 и И-16, бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. ВВС получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов к 1937 г. составило 8139 ед. Первыми испытаниями ВВС стали война в Испании, Советско-финляндская, а затем Великая Отечественная войны. В начале 1941 г. советская авиапромышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и её союзники во всем мире, а в конце 1941 г. уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских ВВС было до 10 тыс. самолётов, что делало их самыми многочисленными в мире. После распада СССР в 1991 г. советские ВВС были разделены между Россией и 14 независимыми республиками и только к 2008 г. ВВС России достигли уровня 90-х годов ХХ века. В настоящее время в стране происходят серьезные положительные изменения, касающиеся перевооружения армии, в том числе и ВВС, выразившие в увеличении ассигнований на нужды обороны страны и приобретения новой техники.
Подготовке кадров для ВВС всегда уделялось большое внимание. В 30-е годы в связи с ростом выпуска авиационной техники резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения. В 1937 г. в СССР существовало уже 18 летных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тыс. курсантов. В 1937 г. лётные училища СССР располагали 3007 самолётами. Курсанты заканчивали сначала аэроклуб, затем лётную школу. За годы войны учебными заведениями было подготовлено 44 093 летчика, из которых в боях погибло 27 600 человек.

В 1941 г. был создан Летно-исследовательский институт (ЛИИ), основная задача которого состояла в исследовании летных аппаратов различного назначения и их усовершенствовании. В решении этих задач большое значение всегда имел человеческий фактор, т.к. во время испытаний самолетов человек остается наедине с машиной и от его квалификации и знаний зависит очень многое. В ВВС всегда служили и работали настоящие герои, совершающие подвиги во время своей повседневной работы. Именно благодаря их героизму, интуиции, умению пойти на оправданный риск многие модели самолетов пошли в серийное производство и по сей день несут службу в небе России.

На выставке, подготовленной архивистами к 100-летию ВВС, представлены подлинные фотографии и документы летчиков-испытателей СССР и России:
— первых Героев Советского Союза Ляпидевского А.В., Молокова В.С., Каманина Н.П., Громова М.М. и др., награжденных званием за спасение челюскинцев;
— первых кавалеров знака «Заслуженный летчик-испытатель СССР» Галлая М.Л., Опадчего Ф.Ф., Седова Г.А., Шиянова Г.М.;

— летчиков-первопроходцев Благина Н.П., Анощенко Н.Д.;
— членов известных экипажей Стерликова Б.В., Шестакова С.А, Чкалова В.П., Байдукова Г.Ф., Громова М.М., Волковойнова М.А. и др., совершивших первые беспосадочные перелеты и поставивших рекорды высоты и дальности;

— летных династий Гарнаевых, Коккинаки, Сапрунов и др.;
— заслуженного летчика-испытателя, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Анохина С.Н., учениками которого в дальнейшем стали члены первого отряда космонавтов и которого до настоящего времени называют испытателем «№ 1»;

— летчиков-испытателей Машковского С.Ф., Верникова Я.И., Алашеева Ю.Т., проводивших испытания различных типов самолетов, разработанных в ОКБ Туполева А.Н., ОКБ Ильюшина С.В.;
— испытателя-изобретателя, кандидата технических наук Адамович-Йодко Н.В.;
— начальника Летно-исследовательского института Петрова И.Ф., заместителя ЛИИ Васина В.П., летчиков-испытателей Амет-хан Султана, Верникова Я.И., Гринчик А.Н. и др.,
— летчика-испытателя сверхзвуковой техники Ильюшина В.С.,
— летчика-космонавта Берегового Г.Т.;
— нашего земляка, летчика-испытателя Васянина В.С. и др.

В составе документов: научно-технические отчеты по испытаниям самолетов на штопор, флаттер, различных изменений конструкции кабины летательных аппаратов; испытания спасательного оборудования, летных костюмов и защитных масок летчиков; заявочные материалы на изобретения различного вида авиационного оборудования, оснащения взлетных полос, исследования атмосферы. Большой интерес представляют акты расследования катастроф, в которых имеются фотографии; описания аварий; акты осмотра авиационной техники перед полетом; объяснительные записки медицинских работников, проводивших осмотр членов летных экипажей перед полетом; выводы комиссии по результатам всех полученных фактов.

Выставка проходит в рамках историко-архивного форума «Память о прошлом», посвященного Году российской истории и организованного филиалом РГАНТД совместно с головной организацией (РГАНТД), Российским государственным архивом кинофотодокументов, Центральным архивом научно-технической документации г. Москвы, Самарской областной универсальной научной библиотекой, Поволжской государственной социально-гуманитарной академией, Самарским государственным аэрокосмическим университетом и другими образовательными и общественными организациями при поддержке федеральной целевой программы «Культура России».

Во время форума на базе филиала РГАНТД будут проходить Пятые юношеские научно-технические чтения «Память о прошлом», круглые столы с участием студенческой молодежи, публичные лекции по истории науки и техники, встречи с общественностью, экскурсии по архиву, демонстрации документальных фильмов из фондов РГАНТД и РГАКФД и другие мероприятия.

Открытие форума и выставки состоялось 27 марта в 15.00 в читальном зале филиала РГАНТД.
Адрес оргкомитета: 443096, г. Самара, ул. Мичурина, 58,

Тел./факс: (846) 336-17-85;

тел.: 336-24-51, 336-23-94

E-mail: [email protected]

http://www.rgantd-samara.ru

*

По теме

Back to top button