Общество

Ответственность за нарушения законодательства о выборах

4 марта 2012 состоятся выборы Президента Российской Федерации. Соблюдение законодательства о выборах, митингах, шествиях и иных публичных мероприятий является важной гарантией реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ» О выборах Президента Российской Федерации» кандидатам предоставлено право беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию РФ либо в избирательные комиссии субъектов РФ, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда.

Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной на них информацией.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, ЦИК РФ не является обязательным условием для обращения в суд.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также комиссии.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом суд обращает внимание на то, имеет ли место факт нарушения избирательных прав заявителя, а также соблюдены ли сроки подачи жалобы на нарушение избирательных прав.

После официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Гражданин вправе обжаловать только нарушение своих избирательных прав.

За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах состоит в применении к виновным участникам выборов определенных правовых санкций. К ним относятся предупреждение; отказ в регистрации кандидата; отмена регистрации кандидата; признание итогов голосования и результатов выборов недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов; отмена решения о признании кандидата избранным.

К ответственности может быть привлечена не вся избирательная комиссия, а ее отдельные члены. Так, член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. В случае если указанные выше нарушения допущены наблюдателями, доверенными лицами кандидатов, избирателями, журналистами и иными лицами, то они удаляются из помещения для голосования.

Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах предусмотрена КоАП РФ. Административная ответственность установлена, например, за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях; подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах; использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании; нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно — опасных нарушений избирательных прав граждан, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов. К уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства привлекаются лица, совершившие деяния, предусмотренные статьями 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение тайны голосования, нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, группой избирателей, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, подделка подписей избирателей, передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд.

За совершение указанных преступлений предусмотрено уголовное наказание, в том числе лишение свободы.

Прокуратура Промышленного района г. Самары

*

По теме

Back to top button