Мировая пресса

Гигантская автократическая империя

Авторитарный Казахстан решил себя обезопасить. В парламент должны были пройти минимум две партии, чтобы доказать, что страна начала путь в новую политическую эпоху. Но Казахстан построил всего лишь бутафорскую демократию из папье-маше.

«С тех пор как начались перевороты в арабских странах, времена для единоличных владык стали тяжелее», — пишет Франк Нингуйзен в статье для S?ddeutsche Zeitung.

«Поэтому авторитарный Казахстан решил себя обезопасить. В парламент должны были пройти минимум две партии, чтобы доказать, что страна начала путь в новую политическую эпоху. Теперь их даже три — президент Нурсултан Назарбаев превзошел сам себя. Но Казахстан построил всего лишь бутафорскую демократию из папье-маше», — комментирует Нингуйзен.

«Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не поддалась на отвлекающий маневр и вынесла отрезвляющий приговор: она объявила, что выборы не соответствуют фундаментальным стандартам демократии. Псевдооппозиционные партии находятся под контролем государственной власти», — говорится в статье.

«Иными словами, — продолжает автор, — парламентские выборы не были элементом демократии, но в первую очередь должны были обезопасить аппарат власти. Ведь там, где народ живет под опекой и в то же время в нищете, вспыхивают конфликты. Казахстан убедился в этом несколько недель тому назад. Самая богатая страна Центральной Азии, располагающая большими запасами нефти, пережила восстание отчаянных: тысячи нефтяников протестовали против задержки зарплат».

«Зачастую протест разгорается из-за отдельных проявлений несправедливости на местах и только потом оборачивается против представителей власти, опознанных как авторы неудачной системы», — пишет Нингуйзен.

«Перед многими из самодовольных постсоветских президентов стоят непривычные задачи. Даже туркменский властитель Гурбангулы Бердымухамедов, которому предстоят формальные перевыборы в феврале, неожиданно поставлен перед необходимостью обещать прозрачность. Россия уже прошла этот этап: в Думе уже давно заседают несколько партий, — замечает автор статьи. — После массовых протестов руководство пытается сконструировать новые законы, обещает оппозиции больше свобод — но только так, чтобы не навлечь на установившуюся систему власти реальную опасность».

«Страх власть имущих перед волей собственного народа — давняя традиция в истории Восточной Европы», — пишет Нингуйзен. Но, по его словам, люди и сами слишком долго боялись идти на конфликт с государственной властью. Теперь же, обладая мощью Twitter и Youtube, народы становятся воинственней и требуют от руководства больше, чем раньше. И в Казахстане тоже.

Источник: S?ddeutsche Zeitung

17 января 2012 г. | 13:47
Франк Нингуйзен | S?ddeutsche Zeitung

InoPressa.ru

*

По теме

Back to top button