Люди (архивная рубрика)Общество

Главный конструктор легендарной «Нивы» Петр Прусов отмечает семидесятилетие

6 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня рождения Петра Михайловича Прусова, бывшего главного конструктора АВТОВАЗа, создателя легендарного автомобиля «Нива». «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

С тех пор автомобильный рынок изменился кардинально, но до сих пор «Нива» не только не сошла с мировой сцены, но пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы», была предложена впервые. Это был первый самостоятельный и самый удачный проект ВАЗа. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении: Япония догнала СССР в этом сегменте только к 1990 году; «Нива» была единственным советским автомобилем, который закупался Японией для реализации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы».

«Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира, её собирали из разобранных машинокомплектов в 6-ти странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомобилем.

В досье «Нивы» – гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет этот автомобиль работал в качестве основного транспортного средства на советской полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена; десятки побед на международных ралли, в том числе Париж-Дакар; в 1998 году «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест (Республика Непал) на высоте 5200 м.; в 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире.

В 2002 году совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» начало производство автомобиля «Шевроле-Нива», проект ВАЗ-2123, созданный в процессе глубокой и коренной модернизации конструкции «Нивы». Впервые в мировой истории зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию: такого в мировой практике ещё не было.

5 апреля 2012 года исполняется 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как зам. главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М. Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Как технический руководитель, П.М. Прусов создавал производство автомобилей LADA на автосборочных предприятиях в Казахстане и Украине. С 2007 года по выбору стороны сотрудничества Пётр Михайлович является руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике.

П.М.Прусов был инициатором создания и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России и Российской Ассоциации автомобильных инженеров, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

Петр Прусов начал свою трудовую деятельность на АВТОВАЗе в 1970 году. Венцом карьеры стала должность главного конструктора автозавода – с 1998 по 2003 годы.

Во всех серийных моделях АВТОВАЗа, как снятых с производства, так и выпускаемых поныне, можно найти частичку «прусовского» участия. Полноприводный автомобиль, ведущим конструктором которого стал Петр Михайлович, совершил революцию в мировом автопроме, открыв популярнейший класс кроссоверов – комфортабельных вездеходов. «Нива», или как ее сегодня называют, LADA 4х4, работала на всех 6 континентах Земли и стала единственным российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Принимал Петр Прусов непосредственное участие и в разработке семейства автомобилей классической компоновки, переднеприводного семейства LADA Samara, автомобилей особо малого класса «Ока», семейств LADA 110, LADA Kalina. Вездеход ВАЗ-2123, ставший впоследствии Chevrolet NIVA, также создан при участии Петра Прусова. А сегодня на АВТОВАЗе стартовала разработка внедорожника третьего поколения – и опыт Петра Прусова уже был применен в этой работе.

Петр Прусов участвовал и в создании мелкосерийной техники, концептуальных проектов. Он разработал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122, иициировал выпуск длиннобазовых вездеходов, пикапов и минивэнов на базе LADA 4х4. При участии Петра Прусова был создан ряд концептуальных моделей («Рапан», «Рикша», «Родстер», «Ока-2», проект 2151).

Коллеги Петра Михайловича отмечают его незаурядный организаторский талант, умение находить оригинальное решение в сложных ситуациях. Неслучайно руководство завода поручало ему наиболее сложные задачи, опыта решения которых еще не было. К примеру, Петр Прусов организовал в 70-80-е годы сильнейшую в СССР команду по международной сертификации автомобильной продукции. Это позволило экспортировать автомобили «Лада» в значительных объемах по всему миру…

П.М. Прусов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и «Золотой медалью Петра Великого», медалями ВДНХ. Его имя занесено в Книгу Почета АВТОВАЗа. Доктор наук, «Заслуженный конструктор РФ». Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России» в 2003-2008 годах и вице-президентом ААИ в остальные годы существования этой организации.

В 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире. Документальный фильм об этой экспедиции Нивы на Тибет.

Пресс-центр ОАО АВТОВАЗ
http://tlttimes.ru/blog/tribune/10871.html

***

По теме

Back to top button