«Каждый хотел бы понравиться Шерлоку Холмсу»
Второй сезон сериала «Шерлок» 2 января покажет в России Первый канал, всего на день позже премьеры на ВВС1. Британский сериал вышел летом 2010 года и довольно скоро стал международным хитом. В России его показали сразу после английской премьеры, и даже самые горячие приверженцы Василия Ливанова (включая кое-кого из съемочной группы легендарного фильма) признали: британцы громко и красиво сделали своего героя – героем.
«МН» расспросили автора идеи и сценариста «Шерлока» Стивена Моффата о том, из чего сделан герой XXI века.
— Если сравнить главных персонажей в самых популярных сериалах нулевых – Хаус (House MD), Лайтман (Lie to me), Шелдон (Big Bang Theory), Шерлок (Sherlock) – то получается, что высокофункциональный социопат – настоящий герой XXI века…
— …почему же, герой XIX века! Если говорить о Шерлоке. Идея не так уж свежа, это еще викторианские истории про высокофункционального социопата.
— Безусловно, но я говорю о глобальном запросе общества на определенный тип героя. Например, в 80-е был востребован рубака-парень, который спасает мир/город/семью/любимую от подонков всех видов и мастей. Этот герой решал проблемы с помощью оружия и грубой силы, а не интеллекта. И самое важное – этот герой любил людей, которых спасал. Он радел за общество и хотел восстановить правила игры. Герой, о котором говорю я, Шерлок – людей не любит демонстративно, и играть по правилам общества отказывается.
— Я все равно не думаю, что это специфика времени. Персонаж Шерлока Холмса существует уже больше ста лет; мы лишь сделали новейшую версию. Но сама идея недружелюбного героя, холодного, опасного, — существовала всегда. Просто она не доминировала. Всегда будет больше джеймсбондообразных героев – доброжелательных, приветливых, улыбчивых.
Я бы предположил, что главный психологический крючок, за который цепляет зрителя такой персонаж, как Шерлок, — тест на интересность. Каждый хотел бы понравиться Шерлоку Холмсу, потому что Шерлоку Холмсу не нравится почти никто.
Подробнее на сайте Московские новости
*