Активные методы обучения на уроке литературного чтения

В наше время, век информационных технологий, роль учителя сильно изменилась. Современные педагоги используют мультимедийные доски, интерактивные игры, квесты, презентации и многое другое. И если педагог любит свою работу и хочет развиваться, то современные технологии только помогут завоевать авторитет ребенка.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи (философ, педагог)

«Если воспитать в ученике любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь. Дайте ребенку любознательность, а знания он возьмёт сам. Сложно учить человека, если он не хочет учиться. А без хороших методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю важно научить ученика мыслить и привить ему навык практических действий. По моему мнению, именно этому и могут способствовать активные методы обучения. Другими словами, из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность», — поделилась мнением Лариса Вячеславовна Шаронина, классный руководитель МБОУ Школа № 92 г.о. Самары.

Активные методы обучения на уроке литературного чтения: варианты

Активные методы обучения — это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Они позволяют стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать у учащихся творческое мышление.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов».
6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
8. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
10. Организации релаксации и подведения итогов.

Подробнее о методах

Важно
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких секунд.
Важно
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

«Существует великое множество нетрадиционных форм проведения уроков. Чаще всего в своей работе на уроках литературного чтения я использую такие формы, как «Деловой урок», «Урок-соревнование», «Театрализованный урок», «Компьютерный урок», «Урок-игра», «Урок-концерт», «Урок-экскурсия», «Урок-диалог», — заключила педагог.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества. Но учитель должен помнить всегда, что от него зависят знания ученика и его будущее.

Exit mobile version