Самарская пресса

Самарская филармония открыла симфонический сезон серией концертов

Ежегодно 1 октября, в Международный день музыки филармония открывает симфонический сезон фестивалем «Самарская осень». В этом юбилейном для губернии году он трансформировался в фестиваль искусств «160 самарских мелодий». А открытие растянулось на три дня, вместив в себя три концертные программы: выступление скрипача-виртуоза Сергея Крылова в сопровождении симфонического оркестра и его же «сольник», а также вечер, посвященный творчеству Александра Вертинского.

День первый. «Богатырская» и порванный волос
Симфонический сезон в филармонии открылся в субботу, когда мировая культурная общественность отмечала Международный день музыки. На сцену в этот вечер вышел академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Михаила Щербакова, который в первом отделении праздничного концерта исполнил Симфонию №2 Александра Бородина, именуемую «Богатырской». Это произведение идеально соответствует своему названию. «Богатырская симфония» рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина — оперой «Князь Игорь». Оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Трудно найти в истории симфонической музыки другое произведение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их. В этой музыке явно читается образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Как отмечают музыковеды, «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе. И это мощнейшее по силе воздействия «интро» самарский оркестр исполнил блестяще, в финале утонув в овациях публики.

После антракта зрителей ждало свидание со «звездным» скрипачом, успевшим произвести в Самаре фурор в прошлом сезоне. По мнению многих критиков, Сергей Крылов (наш бывший соотечественник, ныне живущий в Италии) входит в пятерку лучших скрипачей современности. В репертуаре этого музыканта 95% всей написанной для скрипки музыки. И для открытия самарского симфонического сезона он подготовил знаменитый «Скрипичный концерт» Чайковского.

Сергей Крылов, как правило, вообще берется за самые сложные произведения. Тот же «Скрипичный концерт» его современники, в частности, авторитетный петербургский скрипач-виртуоз Леопольд Ауэр, признавали вообще неисполнимым. С тех пор прошло более 130 лет, и сегодня это сочинение является одним из самых любимых и популярных скрипичных концертов…

1 октября в Самаре Сергей Крылов был, казалось, неудержим. Не помешал ему даже порванный во время исполнения волос смычка, который просто не выдержал напряжения. И слушатели сполна вознаградили своего кумира, одарив бурей восторгов. Но музыкант оставил и кое-что про запас, для сольного выступления, которое состоялось через день. Впрочем, обо всем по порядку…

День второй. Иллюзорное танго
В воскресенье в филармонии зазвучали песни Александра Вертинского. И отнюдь не случайно: ровно шестьдесят лет назад первый русский шансонье посетил с концертом город на Волге.

По структуре самарский литературно-музыкальный вечер напоминает один из лучших московских спектаклей об артисте — «Желтое танго» Сергея Федотова: воспоминания самого Вертинского в нем чередуются с его песнями. Перед нами встают основные вехи жизни и творчества маэстро: первый гонорар — борщ и котлеты, грустные песенки Пьеро, длительная и мучительная эмиграция… Правда, если моноспектакль Федотова рисует перед зрителем четкую линию жизни «декадентского Пьеро», обильно начиненную яркими, запоминающимися деталями, то после самарской постановки у человека, не знакомого с биографией Александра Вертинского, вряд ли сформируется целостная картинка. Но режиссер спектакля, заслуженный артист РФ Всеволод Турчин, видимо, и не стремился к этому. Не зря же его литературно-музыкальная композиция озаглавлена цитатой самого шансонье — «Я дарил иллюзии…». Перед зрителем возникает как раз иллюзорный, недосягаемый образ легенды русской эстрады, сотканный из его песен, писем, воспоминаний, мыслей… Каждый может додумать и достроить его для себя сам.

В спектакле звучат классические песни Ветинского — «Ваши пальцы», «То, что я должен сказать», «За кулисами», «Мадам, уже падают листья»… Исполняет их солистка Самарской филармонии Людмила Жоголева (меццо-сопрано) под аккомпанемент музыкального трио (Ольга Маркелова (фортепиано), Валерий Ксенофонтов (гитара), Сергей Коган (скрипка). Артистка старательно копирует жесты, интонации, паузы маэстро, но все-таки в элегантной широкополой шляпе и с укладкой «марсельская волна» она больше похожа на героинь «песенок Пьеро», чьи жесты «надменно печальны», чем на повествователя этих историй. А вот мастер художественного слова Виктор Намакаренский очень четко попал в образ: воспоминания артиста звучат «по-вертински» интеллигентно, остроумно, печально-иронично, изысканно и тонко.

Особого внимания заслуживает художественное оформление. Перед нами — черно-белый, силуэтный интерьер кафе начала XX века, где влюбленные пары кружили «под жалобный рокот гавайской гитары». И действительно кружили: весь спекталь на сцене работает прекрасный танцевальный дуэт — Ирина и Руслан Матвеевы, погружая зрителя в эпоху аргентинского танго, столь модного во времена Вертинского. Цветные светофильтры создают на сцене розовое море, голубой тюльпан, ярко-красную кровь юнкеров, желтого рождественского ангела — образы, неразрывно связанные в нашем сознании с первым русским шансонье, человеком-иллюзией Александром Вертинским.

День третий. Наедине с залом
Салонную музыку в филармонии опять сменила академическая, и публика вновь получила возможность в полной мере оценить мастерство Сергея Крылова. Правда, на сей раз он был на сцене один, заполняя, тем не менее, звучанием своей скрипки все пространство зала.

Исполнение музыкантом одного из самых «неисполняемых» скрипичных концертов Паганини (Концерт №5) в октябре прошлого года ошеломило самарскую публику. Сергей Крылов, не «изменяя» великому композитору (в филармонии прозвучали его знаменитые «Двенадцать каприсов»), отдал должное и произведениям других мастеров. Он блестяще сыграл соло и другие известные скрипичные шедевры: «Чакону» Иоганна Себастьяна Баха, Сонату №2 Изаи и «Секвенцию». Этот прекрасно исполненный виртуозный авангардный скрипичный этюд современного итальянского композитора Лучано Берио и завершил три дня высокой музыки в филармонии.

Волжская коммуна

*

По теме

Back to top button