Общество

Современные средства для борьбы потребителей за свои права

Возможность видеоблогинга, то есть размещения собственных видеозаписей в открытом доступе на YouTube, разными людьми используется по-разному. Один записывает песни, другой делится кухонными рецептами, а третий способствует возникновению конфликтных ситуаций и запечатлевает их на камеру. Учитывая популярность 15-летнего реалити-шоу на российском ТВ, основанную на скандалах, нетрудно догадаться, что конфликт пользуется спросом у многих зрителей.

Движение «Просрочка-патруль», как следует из названия, ведёт борьбу с торговлей просроченными продуктами в сетях супермаркетов. Активисты бродят по магазинам, выискивают товары с истёкшим сроком годности, оплачивают их на кассе и вызывают полицию. Популярностью пользуются те сюжеты, в которых охранники или даже простые продавцы, поняв мотивы активистов, начинают препятствовать им – отбирать продукты или камеру, толкаться и так далее.

Другое движение – с простым названием «Движение» – состоит из людей зрелых. Оно добилось впечатляющих успехов в защите прав московских автомобилистов. Если раньше активистам приходилось писать в полицию заявления, сопровождая их видеозаписью с фиксацией той или иной несправедливости, то теперь сотрудники столичной ГИБДД сами отслеживают этот канал на YouTube – и оперативно исправляют ситуацию.

Вопросы вызывают другие видеоролики «Движения»: активисты целенаправленно идут на конфликт с сотрудниками частных охранных предприятий в магазинах и торговых центрах. Как нетрудно догадаться, конфликтовать начинают не блогеры, а охранники. Чаще всего это вызвано тем (и только тем), что блогеры ведут видеосъёмку. Что именно они снимают – не имеет значения ни для охраны, ни для самих активистов. Для тех и других важно лишь то, что правилами магазина съёмка запрещена.

Съёмка в общественном месте действительно разрешена. И порой помогает в отстаивании прав. Например, если в супермаркете продаётся товар со скидкой, то с большой вероятностью на кассе выяснится, что скидка не действует, и, если покупатель это заметит, продавцы тут же изымут ценник с витрины. Тогда объектив на смартфоне в руках покупателя станет для них веской причиной соблюсти закон и продать товар в соответствии с ценником, сообщает издание Аргументы Недели.

*

По теме

Back to top button