Город (архив)

Сегодня в общественном транспорте можно будет проехать бесплатно, предъявив талон техосмотра

Акция приурочена к Всемирному Дню без автомобиля. Администрация города обратилась к перевозчикам с предложением 22 сентября, на один день, сделать действующие талоны техосмотра автомобиля проездными билетами. То есть человек, оставивший автомобиль в гараже в этот день, получит право бесплатного проезда в общественном транспорте. Такая практика развита в целом ряде стран и городов мира. Муниципальные перевозчики МП «Пассажиравтотранс» и МП «Трамвайно-троллейбусное управление» инициативу Администрации города уже поддержали.

Глава Самары Дмитрий Азаров заявил, что сам он 22 сентября откажется от автомобиля и будет перемещаться пешком или на общественном транспорте. Он предложил и чиновникам мэрии последовать такому примеру.

Уровень автомобилизации в Самаре составляет всего лишь 230 автомобилей на 1000 жителей. По этому показателю, наш город отстает от московского (320) и европейского уровня (до 650). Однако в Европе пробок существенно меньше чем у нас.

Причина в том, что города – это зоны исторически предназначенные и развивающиеся по законам, требующим приоритета простого жителя города – пешехода. Даже теоретически число автомобилистов, использующих машину для поездок по городу, не может превысить 20% от числа горожан – это предельное значение для города европейской планировочной сетки. То есть абсолютное большинство горожан использует иные средства передвижения, в том числе общественный транспорт, велосипед и пешие прогулки.

По статистике, для размещения одного автомобиля надо порядка 20 квадратных метров площади (с учетом подъездов), а вот место офисного работника составляет всего 8 метров. Образно мы могли бы представить это так – чтобы перевезти всех работников офисного центра, нам пришлось бы построить рядом с ним минимум в два с половиной раза большую автостоянку. А если мы учтем еще и посетителей, то, очевидно, проблема становится просто не разрешимой в понятиях эффективной экономики.

Автомобилисты часто говорят, что тратят больше денег на свои поездки, а потому оплачивают свою привилегию – перемещаться в личном пространстве. Но как отмечено специалистами, собранными Правительством России для подготовки ключевого плана развития экономики страны – Стратегии – 2020, на самом деле все средства, вносимые автомобилистом в бюджет (транспортный налог, отчисления от бензина, ОСАГО и т.д.), покрывают всего лишь 40% затрат, которые государство вкладывает в сферу автомобильных дорог и инфраструктуры. На общественный транспорт – транспорт большинства – тратится куда меньше…

Тупик развития массового автомобилепользования в городах, то есть использования автомобиля для поездок на работу внутри города стал очевиден и правительству, и общественности. Самара старается не только не отставать, но и быть первой во многих решениях, применяемых при организации транспорта. В Стратегии развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы большая часть разделов посвящена именно развитию общественного транспорта. Есть даже отдельные главы – по выделенным полосам для общественного транспорта и по использованию велосипеда. Согласно оценкам специалистов в Самаре, даже с учетом климата, велосипед мог бы взять на себя до 6% городского пассажиропотока. На общественный транспорт, при условии, что он будет двигаться по выделенным полосам без пробок, готовы пересесть до 30% автомобилистов.

Эти меры способны разгрузить дороги, избавив город от пробок для тех, кому и правда по тем или иным причинам потребовалось поехать именно на автомобиле.

В Самаре в этом году появилась первая выделенная полоса для общественного транспорта – на участке проспекта Кирова, от Заводского шоссе до улицы Физкультурная. На ней пока отрабатываются принципы работы, в том числе взаимодействия с ГИБДД по борьбе с нарушениями автомобилистов. На второй очереди набережной готовится к открытию первая в городе велосипедная дорожка и первые муниципальные велосипедные парковки. И по этим направлениям на будущий год есть еще большие планы.

***

По теме

Back to top button