Здравствуй, самарский народЛюди (архивная рубрика)

Память, скрепленная гранитом

Заволжское, всего в полторы сотни дворов, степное село Старое Фейзуллово. Кошкинский район. Преобладающее население – татары. В этой связи здесь свято хранят народные традиции. На одном конце села небольшая мечеть, на другом – кладбище. Именно сюда и привело нас неординарное событие 29 июля… Кто же такой Гяккиль Сагиров?

Именно сюда и привело нас неординарное событие: 29 июля, во вторую годовщину со дня кончины известного татарского поэта и художника Гяккиля Сагирова тут был открыт созданный на пожертвования его бывших друзей, коллег и поклонников памятник.

Родился в Ульяновской области в 1938 году. Как только началась Великая Отечественная война, отец ушёл на фронт и погиб там. Мать вскоре собрала все монатки и переехала в своё родное Старое Фейзуллово. Растила сына, как могла, выучила. В пятнадцать лет у него проявились задатки живописца. Семейный совет решил: надо поступать в художественное училище. И всё было бы хорошо, но юношу подстерёг злой недуг. Обездвижил его, на всю оставшуюся жизнь приковал к инвалидной коляске.

Однако начинающий художник не пал духом. Может, вспомнил судьбу популярного в те времена Николая Островского. С ещё большим желанием взялся за кисть, хотя в голове витали не только те картины, что стояли перед глазами, но и другие, подвластные поэтическому слову. Так Гяккиль начал писать стихи. Уйдя из жизни, он оставил около десятка сборников, часть которых переведена на русский язык.

К сожалению, самарская культурная общественность познакомилась с творчеством уникального национального поэта сравнительно поздно. Тем не менее, это обстоятельство сработало не в худшую сторону. Ассоциация творческих союзов Самарской области, «раскручивавшая» разработанную ею акцию «Благородство», заприметила Гяккиля Сагирова. Как же, человек подвержен таким недугу и жизненным испытанием и трудится не ради себя, он посредством своих стихов, неброских полотен, графических зарисовок и гравюр дарит людям добро, вызывает в их сердцах лучшие человеческие чувства. Это ли не благородные дела? И Гяккиль Сагиров был номинирован на эту акцию. Авторитетная комиссия, рассматривавшая его творчество и оценившая его как борца, пришла к заключению: достоин премии.

Её вручение состоялось 9 лет назад в самарском Доме актёра. Премию же Гяккиль Сагиров получал из рук незабвенной Веры Ершовой. И когда зачитывались строки официального «приказа о награждении», и к авансцене на коляске подвезли номинанта, сначала наступила гробовая тишина, а потом зал встал. Я хорошо помню те мгновения и считаю, что культурная общественность Самары этим своим отношением к поэту и художнику поставила его в ряд выдающихся земляков.

Я знаком далеко не со всем творчеством Гяккиля Сагирова. Но среди того, что читал, мне были слышны нотки других творцов. Соплеменника Гяккиля, высоко почитаемого мною Мусы Джалиля, жизнь которого оборвалась в застенках гестапо. Замечательного турецкого поэта Назыма Хикмета. И совсем не сбоку припёка для всей жизни Гяккиля Сагирова, по-моему, был подвиг автора романа «Как закалялась сталь». Он повторил его…

Однако о том, как проходила в Старом Фейзуллово торжественно-траурная церемония увековечивания памяти поэта. На неё приехали посланцы Республики Татарстан, Ульяновской и, естественно, Самарской областей. Среди них представители региональных правительств и муниципалитетов, учреждений и министерств культуры, Союзов писателей и журналистов, почитатели таланта поэта. Пришли и многие жители села, где Гяккиль Сагиров жил долгие годы. И если на кладбище звучали в основном хоть и торжественные, но всё же облачённые в траур речи, то в сельском клубе состоялся «праздничный бал», тамадой которого была Лира. Желающим высказаться не было отбоя. Стихи на татарском и русском языках читали не только профессиональные поэты, сподвижники и бывшие соратники Гяккиля Сагирова, но и представители властных структур. Что лишний раз доказывало: его поэзия вышла далеко за пределы его родных села, района, области.

Утомлённые жарой все, кто пришёл на эту акцию, не торопили время. С упоением слушали переложенные на музыку стихи Сагирова о минувшей войне, о её солдатах, пришедших с неё победителями и не вернувшихся домой. Фонограммы, «живой» баян как бы гнали вон из клубного зала июльский зной, настраивали слушателей на лирический, значит, положительный заряд.

А потом – по татарскому обычаю – состоялась трапеза. Столы – на две половины: женскую и мужскую. Яства – в основном национальные. И – ни капли спиртного! Этому поучиться другим народам!

Венцом же всей акции явились, во-первых, первоначальный сбор пожертвований на создание в Старом Фейзуллово музея Гяккиля Сагирова, во-вторых, принятие по этому же поводу обращения к правительствам Республики Татарстан, Ульяновской и Самарской областей. По нашим не профессиональным прикидкам, для того, чтобы деревянную избу, где провёл последние годы своей жизни Гяккиль Сагиров, превратить в музей, и нужно-то тысяч триста-четыреста рублей. Для трёх регионов – это сущий пустяк…

Виктор САДОВСКИЙ

Ранее по этой теме:

Вспомнят ли и нас добрым словом за наши добрые дела
09-02-2010 |

*

По теме

Back to top button