Общество

Неверов Александр Сергеевич, самарский литератор, свидетель перемен эпохи

Весной 1921 года в Поволжье не выпало ни капли дождя, из-за чего здесь разразилась засуха и выгорели все посевы. Для всех стало очевидно, что на наш плодородный край надвигается невиданное по масштабам бедствие. Непосредственным свидетелем и участником тех трагических событий был самарский литератор Александр Сергеевич Неверов.

Писатель Александр Сергеевич Неверов - автор повести "Ташкент - город хлебный".
Писатель Александр Сергеевич Неверов — автор повести «Ташкент — город хлебный».

Литератор из народа

Его настоящая фамилия – Скобелев. Он родился 12 (по новому стилю — 24) декабря 1886 года в селе Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии. Ныне это село находится в Старомайнском районе Ульяновской области. Его отец был унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка в Санкт-Петербурге, и после завершения военной карьеры он вернулся обратно в Новиковку, где имел небольшой земельный надел. Мать Саши умерла, когда мальчику было 12 лет.

Фактически его воспитал дед Николай Семенович, содержавший в деревне бакалейную лавку, и среди односельчан слывший «книжником». Именно от него Александр и перенял любовь к чтению, а затем при одобрении деда попробовал писать и сам. Первый рассказ начинающего литератора под заголовком «Горе залили» в 1906 году опубликовал петербургский журнал «Вестник трезвости». Это была талантливо исполненная бытовая зарисовка на тему «мужицкого пьянства», которая в его деревне не всем понравилась, поскольку в персонажах многие сельчане узнали самих себя.

После этого рассказы Неверова стали регулярно появляться в литературных журналах «Жизнь для всех», «Русское богатство» и «Современный мир». Молодой автор продолжал писать и после того, как в 1908 году после окончания сельской школы сумел сдать экстерном экзамен на звание учителя начальных училищ. С этим аттестатом он сменил несколько мест работы, но дольше всего Неверов учительствовал в школе села Елань (ныне Хворостянского района), куда его вместе с женой перевели в 1912 году.

Когда началась мировая война, автора рассказов призвали на военную службу, но по состоянию здоровья в 1915 году Неверов попал не на фронт, а в дружину охраны завода взрывчатых веществ в Иващенкове (ныне город Чапаевск). Затем дружину перевели в Самару, где литератор встретил сначала февральские, а затем и октябрьские события 1917 года. Подразделение охраны было расформировано, а Неверов попытался заняться общественной работой. В частности, в течение нескольких месяцев он занимал должность председателя волостной управы в хорошо знакомом ему селе Елань. Однако в итоге он все же решил профессионально заняться журналистской и писательской работой.

В декабре 1918 года Неверов вернулся в Самару, где сначала сотрудничал с газетой «Вперед», а затем — с пропагандистским изданием «Красная Армия» и с литературно-художественным журналом «Понизовье». Затем он служил в Самарском народном театре, в котором ему пришлось быть и драматургом и актером.

В течение 1919–1922 годов из-под пера Неверова вышли агитационные пьесы «Корона», «Контрреволюция» и «Гражданская война» и того же рода комедии «Смех и горе» и «Богомолы». Он также стал автором рассказов «Красноармеец Терехин» и «Мария-большевичка», и еще написал поставленные затем на сцене театра бытовые драмы «Захарова смерть» и «Бабы». Последняя в 1921 году была удостоена первой премии на объявленном Госиздатом конкурсе пьес из крестьянской жизни. Но тут в Поволжье разразился голод, который, как уже было сказано, и подтолкнул самарского литератора к созданию главного произведения его жизни.

2. А.С. Неверов - писатель

Свидетель исторических событий

В течение зимы 1921-1922 годов, согласно официальным данным, в Поволжье от голода погибло 5 миллионов человек, хотя независимые эксперты тогда настаивали на другой цифре – не менее 10 миллионов. При этом историки настаивают на том, что истинной причиной голода стала не столько засуха, сколько политика продразверстки, провидимая ленинским правительством в период военного коммунизма.

Осенью 1920 года продотряды выгребли у сельского мужика весь хлеб до зернышка, причем во многих деревнях не осталась даже семенного зерна, употреблять которое в пищу русский хлебопашец испокон веков считал кощунством.

Продотряд
Продотряд

И только лишь второй причиной этого бедствия стала весенняя засуха 1921 года, которая еще больше усугубила масштабы несчастья. В последующие летние и осенние месяцы правительству РСФСР так и не удалось предотвратить масштабную социальную катастрофу в регионе, несмотря на создание в стране Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгола), а также на поступление продовольственной помощи из-за рубежа.

Самарский литератор Александр Неверов был непосредственным свидетелем и участником тех трагических событий. Осенью 1921 года он ездил в Ташкент за хлебом для своей семьи вместе с оренбургским писателем Николаем Афиногеновым (литературный псевдоним – Николай Степной). Именно после того незабываемого путешествия у Неверова и родился замысел – написать книгу о всенародном горе, затронувшего миллионы простых людей.

После поездки в Среднюю Азию Неверов почти год работал над повестью «Ташкент – город хлебный». В этом произведении он изложил бесхитростную историю ничем не приметного 12-летнего мальчишки Мишки Додонова из села Лопатина Бузулукского уезда Самарской губернии. Сам писатель потом признавался, что конкретного прообраза у главного героя не было. Автор, по его словам, собрал в этом персонаже черты и поступки многих малолетних путешественников, с которыми ему довелось беседовать во время своей собственного продовольственного вояжа.

Книга «Ташкент – город хлебный»
Книга «Ташкент – город хлебный»
Мишка Додонов и Сережка Карпухин - персонажи из книги А. Неверова Ташкент-город хлебный
Мишка Додонов и Сережка Карпухин — персонажи из книги А. Неверова Ташкент-город хлебный
Мишка Додонов - персонаж из книги А. Неверова Ташкент-город хлебный. Мишка вернулся домой из Ташкента
Мишка Додонов — персонаж из книги А. Неверова Ташкент-город хлебный. Мишка вернулся домой из Ташкента

Повесть Неверова уже с самых первых страниц поражает читателя страшной обыденностью картин того голодного времени, нарисованных самыми трагическими красками. Той мрачной осенью 1921 года деревенский паренек, оставшись в семье старшим кормильцем, решает сделать все от него зависящее, только чтобы спасти свою семью от неминуемой смерти.

«Дед умер, бабка умерла, потом – отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками. Младшему – четыре года, среднему – восемь. Самому Мишке – двенадцать… Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. В каждом дому к покойнику готовятся. Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить».

Так начинается эта повесть. Далее мы узнаем, что Мишка Додонов уговаривает свою мать, чтобы она отпустила его в Ташкент, где, по слухам, можно раздобыть сколько угодно хлеба. Вместе с Мишкой на поезде на юг поехал и другой сельский мальчишка — Сережка Карпухин, который в пути умер от тифа. А вот Мишка уже глубокой осенью все же смог вернуться домой из Ташкента. С собой он привез шесть пудов пшеницы, которой его семье должно хватить до будущего года. Но оказалось, что его оба его малолетних брата уже умерли, а живой осталась только его мать. На вопрос о том, что было дальше с Мишкой, читатель ответа не получает.

Засекреченный голод

Как уже было сказано выше, в советское время единственной причиной катастрофического голода 1921-1922 годов была объявлена одна лишь засуха, уничтожившая хлебные посевы на огромных площадях. Однако партийная пропаганда всегда замалчивала тот факт, что продолжительные неурожаи в России не раз случались и в царское время, но тогда они почему-то не достигали масштабов национального бедствия.

Еще из школьных учебников мы знаем, что борьба с голодом в Поволжье продолжалась вплоть до осени 1922 года, когда в регионе был, наконец, собран хороший урожай. Однако последствия двух голодных лет ощущались вплоть до 1923 года. К тому времени о страшных событиях продолжали напоминать лишь материалы самарского «Музея истории голода». Затем собранные здесь документы и предметы были переданы в губернский музей Революции, впоследствии — областной краеведческий музей.

Голодающие дети из Бугурусланского уезда Самарской губернии. 1921 год
Голодающие дети из Бугурусланского уезда Самарской губернии. 1921 год
Сотрудники ЧК допрашивают крестьян-трупоедов. Пугачевский уезд Самарской губернии. Январь 1922 года
Сотрудники ЧК допрашивают крестьян-трупоедов. Пугачевский уезд Самарской губернии. Январь 1922 года
Голодные дети из села Ново-Семейкино. Осень 1921 года
Голодные дети из села Ново-Семейкино. Осень 1921 года
Станция Самара. Врачебно-питательный поезд № 3. Раздача голодающим супа, хлеба и сахара. Осень 1921 года
Станция Самара. Врачебно-питательный поезд № 3. Раздача голодающим супа, хлеба и сахара. Осень 1921 года
Голодающих деревенских детей привезли в столовую. Самара. Приемник № 1303-33. Осень 1921 года
Голодающих деревенских детей привезли в столовую. Самара. Приемник № 1303-33. Осень 1921 года

А в 30-е годы большинство этих материалов о голоде оказались в закрытых фондах музея и стали недоступны для широкой публики. Снова их открыли для общественности только в постперестроечное время. В Центральном Государственном архиве Самарской области (ЦГАСО) материалы о голоде 1921-1922 годов сейчас также открыты для всех исследователей.

Из этих рассекреченных источников можно видеть, что Александр Неверов в своей повести «Ташкент – город хлебный» показал далеко не самые страшные картины поволжского голода. Неподготовленный человек нашего времени вряд ли сможет без содрогания читать эти беспристрастные документы.

Вот что, к примеру, было сказано в докладе губернского инструктора Александра Зворыкина от 15 февраля 1922 года:

«Населением Ставропольского уезда съедено все, что только можно съесть: кора деревьев, солома с крыш, тряпье, какое скапливалось годами, все суррогаты до катуна включительно. Собирают лошадиный кал и в свежем виде перерабатывают его в пищу. Трупоедство развито невероятно. Съедаются не только умирающие свои близкие, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон. Хоронят в каждой деревне один раз в 10-14 дней, человек по 60-80. За последнее время смертность дошла до 10-12 человек в день. Регистрация смертей при этом не ведется… Съесть человека у многих уже не считается большим преступлением – мол, это уже не человек, а только его тело, которое все равно сожрут в земле черви».

«В декабре 1921 года в селе Каменка Пугачевского уезда гражданки Жигановы (мать и дочь) и гражданка Пышкина съели трупы своих двух детей, затем ими были зарезаны две женщины: гражданка Фофанова, до этого принимавшая участие в употреблении детей в пищу, и неизвестная старуха 70 лет, зашедшая переночевать. Когда и эти запасы иссякли, Жигановы зарезали и Пышкину».

«Обследованием губинспекторов установлено, что в январе 1922 года в селе Дубовый Умет Иван Малинин 17 лет убил свою 43-летнюю мать. До этого он три недели питался собаками и кошками. У матери было 7 пудов картошки, приготовленной на семена, но она ему ничего не давала. Тогда Малинина удушил ее на печи и утащил в погреб, чтобы потом съесть».

«Протокол сей составлен в селе Алексеевка 12 января 1922 года председателем Алексеевского комитета взаимопомощи Салмановым и членом комитета Хворовым, по поводу съедения гражданкой Евдокией Мининой трупа своего умершего сына. Нами установлено, что Минина ела в сыром виде кожу с головы умершего сына, а ее дети тоже глодали череп умершего. При этом в ходе следствия Минина выдала оставшуюся часть трупа, у которого уже были съедены одна нога, рука и голова. Постановили: отобрать остатки трупа у Мининой и поставить в известность Борское общество взаимопомощи о страшных последствиях голода».

Все описанное выше происходило в январе-марте 1922 года, когда в заволжских деревнях были поголовно съедены не только собаки, кошки и крысы, но и уничтожена кора почти со всех окрестных деревьев, а во многих местах для изготовления некоего подобия хлеба собрана и вся соломенная труха с крыш.

А.С. Неверов
А.С. Неверов

«Печать натурализма»

Работу над повестью «Ташкент – город хлебный» Александр Неверов завершил осенью 1922 года, а еще через несколько месяцев его книга впервые увидела свет. Однако советская критика встретила это произведение довольно прохладно. В некоторых литературных обзорах о ней писали так: «На книге Неверова лежит тяжелая печать натурализма. Автор увлекается смакованием ужасов голода и других отрицательных явлений, не сумев при этом возвыситься над субъективными впечатлениями своего персонажа, над его мелкобуржуазными представлениями о жизни. Персонажем книги движет только одна мысль: выжить во что бы то ни стало. Но герои пролетарской литературы должны не просто выживать, но и побеждать обстоятельства, и при этом освещать массам путь к победе».
Хотя в последующее десятилетие повесть «Ташкент – город хлебный» неоднократно издавалась, в середине 30-х годов наряду с «Разгромом» Александра Фадеева, «Москвой кабацкой» Сергея Есенина, «Собачьим сердцем» Михаила Булгакова и другими жемчужинами советской литературы она попала в список произведений, нежелательных для массовой публикации. Снова ее стали печатать только в 70-е годы.

Александр Сергеевич Неверов скоропостижно скончался в 1923 году в Москве, причем произошло это в день его рождения – 24 декабря. В графе «Причина смерти» врачи указали диагноз «Разрыв сердца». Он был похоронен на Ваганьковском кладбище).

13. Могила А.С. Неверова на Ваганьковском кладбище

Ныне в Самаре есть улица, названная именем литератора Александра Неверова, создавшего трагическую повесть о поволжском голоде «Ташкент – город хлебный».

Валерий ЕРОФЕЕВ

Произведения А.С. Неверова (по данным Википедии)
Романы и повести
1922 — Андрон Непутёвый;
1923 — Гуси-лебеди;
1923 — Ташкент — город хлебный («страшная картина всеобщего голода показана через восприятия 12-летнего мальчика, который с ужасающей серьёзностью ребёнка проходит через нищету, насилие и страдание»);
1924 — Повесть о бабах.

Пьесы
1920 — Бабы («рисует картину жестокости крестьянской жизни в традициях А. Чехова»;
1920 — Захарова смерть;
1921 — Голод («неприукрашенная панорама, с беспощадной прямотой и драматизмом отобразившая страшный голод в России в послереволюционные годы»);
1921 — Смех и горе;
1922 — Анна.

Рассказы, очерки, сказки
1906 — Свой человек;
1910 — На земле;
1916 — Дети;
1919 — Красноармеец Терехин;
1920 — «По Новому»;
1921 — За хлебом;
1921 — Марья-большевичка;
1922 — Великий поход;
1923 — Сильный характер.

Список литературы
150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.
Ерофеев В.В. 2006. Костлявая рука голода 1921 года. – В газ. «Волжская коммуна», №№ 191-196 (13, 17-20 октября 2006 года).
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», — 304 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.
Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.
Итоги борьбы с голодом в 1921-1922 г.г. М., 1922, 235 с.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.
Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-78.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.
Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Облгосиздат. 1951. :1-405.
Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-464.
Скобелев В.П. Александр Неверов. Критико-биографический очерк. — М, 1964.
Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.
Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-112.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
*
Метки

По теме

Back to top button