История Самары: 3 сентября. Поднимаются цены на водку (1900), телеграфное сообщение с Чапаевском (1915), прибыл сотрудник НКВД (1941)

3 сентября 1900 Газеты писали: В виду Высочайшего распоряжения об увеличении акцизного сбора с вина, из самарского казенного №1 склада в скором времени будут отпускать водку по повышенной цене.
3 сентября 1915 Налажено телеграфное сообщение между Самарой и разъездом Иващенково. Иващенково (ныне Чапаевск).
3 сентября 1941 Прибыл в эвакуацию сотрудник центрального аппарата НКВД Вильям Генрихович Фишер, ставший в конце 50-х годов всемирно известным под именем Рудольфа Ивановича Абеля.

—————-

Рудольф Абель в Куйбышеве

3 сентября 1941 года в Куйбышев прибыл в эвакуацию сотрудник центрального аппарата НКВД Вильям Генрихович Фишер, ставший в конце 50-х годов всемирно известным под именем Рудольфа Ивановича Абеля. После приезда в наш город он был прикомандирован к разведшколе, базирующейся в поселке Серноводск.

Рудольф Иванович Абель, он же – Вильям Генрихович Фишер, родился в 1903 году в Англии. Его отец Генрих Фишер был немцем, уроженцем Ярославской губернии, в начале ХХ века высланным из России за революционную деятельность. На берегах Туманного Альбиона Фишер встретил русскую девушку Любу, уроженку Саратова, и от этого брака у них родился сын Вильям. В 1920 году семья Фишеров вернулась в Россию и приняла советское гражданство.

Вскоре после переезда Вильям получил специальность радиотелеграфиста. В совершенстве владея не только русским, но еще английским, немецким и французским языками, он в 1927 году стал кадровым сотрудником ИНО ОГПУ (внешняя разведка). В течение 1929-1936 годов он выполнял задания командования в Польше, Англии и Китае.

В эти же годы Фишер познакомился с настоящим Рудольфом Ивановичем Абелем, молодым латышом, который с 1927 года тоже являлся сотрудником ИНО ОГПУ. В 1946 году он в звании подполковника ушел в отставку и скончался в 1955 году. При этом настоящий Рудольф Абель так никогда и не узнал, что его друг Вильям Фишер, будучи в 1957 году арестованным во время нелегальной работы в США, назвался его именем, чтобы не выдать свою принадлежность к КГБ СССР. Впоследствии эта фамилия фигурировала во всех официальных документах, и именно под ней Вильям Фишер впоследствии вошел в историю советской внешней разведки.

Но это было уже потом. А в августе 1941 года под натиском немцев началась эвакуация из Москвы многих учреждений, предприятий и сотен тысяч москвичей. Семьи сотрудников НКВД, в том числе и Абеля, были отправлены в Куйбышев, а сам он прибыл в наш город только 3 сентября 1941 года. По заданию руководства Рудольф Иванович был прикомандирован к разведшколе, базирующейся в поселке Серноводск, на территории курорта «Сергиевские минеральные воды». Здесь он преподавал радиодело слушателям курсов, которые после соответствующей подготовки затем забрасывались в глубокий немецкий тыл.

Абель проработал в серноводской разведшколе до января 1942 года, после чего он был снова откомандирован в Москву, в распоряжение центральных органов НКВД. При этом его семья осталась в нашем городе, где проживала вплоть до февраля 1943 года. Жена Абеля, Елена Степановна, по профессии была музыкантом, и потому еще осенью она устроилась на работу в оркестр Куйбышевского оперного театра. Вместе с ней проживали ее мать, ее племянница, а также дочь Эвелина.

Ныне удалось установить два адреса, по которым семья будущей легенды советской внешней разведки проживала в Куйбышеве. Первое здание, куда Абели переехали в 1941 году, до наших дней не сохранилось.. Зато второй дом, стены которого еще помнят семью Рудольфа Ивановича, стоит в Самаре до сих пор – это дом № 8 на улице Молодогвардейской (в 1941 году – улица Кооперативная).

До конца войны Абель выполнял специальные задания командования, работая как за линией фронта, так и в штабе советской разведки. В частности, в 1942-1943 годах, когда в Куйбышеве находился центральный аппарат НКВД СССР, советской разведкой при непосредственном участии Рудольфа Абеля проводилась радиоигра, в документах проходившая под названиями «Монастырь» или «Послушник». Немцам была подброшена информация, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская религиозная группа, которая, по легенде, поддерживалась русской православной церковью в Москве.

Это «подполье» возглавлял епископ Ратмиров, который в период оккупации находился в Калинине и здесь якобы перешел на сторону немцев, но на самом деле выполнял задания советской разведки. После того, как немцев отогнали от Москвы, Ратмиров по заданию абвера переехал в Куйбышев. Здесь его группа работала под контролем НКВД, причем настолько филигранно, что руководство абвера в течение всей операции было полностью уверено в надежности и достоверности сведений, поставляемых ему куйбышевской шпионской базой. В итоге эта радиоигра сыграла немаловажную роль в подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году. Впоследствии всю группу епископа Ратмирова по приказу Сталина наградили боевыми медалями и золотыми часами.

После окончания войны Абель под видом беженца переехал в Соединенные Штаты Америки, где довольно быстро внедрился в круги, имевшие непосредственный доступ к американским государственным секретам. Около десяти лет он успешно работал на советскую разведку, пока в результате предательства на него не вышли спецслужбы США. До сих пор считается, что информация, которую Абель сумел добыть за океаном, не имеет аналогов в работе всех разведок мира. Широко известны и слова директора ЦРУ Аллена Даллеса, который в марте 1958 года сказал о нем так: «Я хотел бы, чтобы мы сегодня имели таких трех-четырех человек в Москве».

Во время пребывания Абеля в нью-йорской тюрьме произошел один любопытный эпизод, который, как потом выяснилось, был связан с куйбышевским периодом его жизни. Каким-то чудом, через советского посла, наш разведчик сумел переправить на Родину карандашный рисунок, где изобразил покрытый снегом домик, очень похожий на тот, в котором он когда-то жил в Куйбышеве. Специалисты считают, что в рисунке закодирована некая информация, которую могли понять только сам Абель и его непосредственные руководители из КГБ. Так ли это на самом деле, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.

В ноябре 1957 года суд Нью-Йорка приговорил Фишера-Абеля к 30 годам тюремного заключения, но в 1962 году его обменяли на американского летчика Фрэнсиса Пауэрса. После возвращения домой Абель продолжил свою службу в советской внешней разведке. Он скончался в Москве в 1971 году.

—————

Другие события этого дня в разные годы истрии Самары:

3 сентября 1873 г. В Самаре открылся второй губернский съезд земских врачей. Участвовали в его работе восемь уездных и четверо врачей от города Самары. Рассмотрены вопросы о мерах по предупреждению последствий голода, о преподавании в земской фельдшерской школе, оспопрививании и борьбе с сифилисом в губернии.

3 сентября 1903 г. В Самаре открыта торговая школа по подготовке конторщиков, бухгалтеров, приказчиков для торговых и промышленных заведений.

3 сентября 1915 г. Налажено телеграфное сообщение между Самарой и разъездом Иващенково. Иващенково (ныне Чапаевск) — город, где находился один из крупнейших военных заводов России.

О чем писали самарские газеты

3 сентября 1900 г. Относительно нашей промышленности нередко раздаются упреки, что мы не умеем извлечь из своего сырья все продукты, имеющие часто значительную ценность… Как один из примеров, указываем на асфальтовый завод Сызранско-Печерского общества Сызранского уезда Симбирской губернии, на котором из черной грозненской нефти извлекаются решительно все продукты, а потому никаких отбросов не существует. Так, из нее добывается: светильный газ, служащий для освещения завода. Затем смазочные масла, лаки и из остатка, считавшегося прежде отбросом, добывается еще довольно ценный продукт – гудрон, употребляемый как суррогат природного гудрона, заменяя последний в производстве асфальтовой мастики. Он не уступает природному по своим техническим качествам. Для вышеизложенной цели Печерское общество устроило недавно особый, довольно обширный завод. Но самое производство как лака, так и гудрона держит, к сожалению, в большом секрете.
(«Самарская газета»)

3 сентября 1900 г. «По поводу повышения акциза».

В виду Высочайшего распоряжения об увеличении акцизного сбора с вина, из самарского казенного №1 склада в скором времени будут отпускать водку по повышенной цене, а именно: ведро мелкого разлива 1/100 и 1/200 ведра будут отпускаться по 8 руб., так что шкалик будет стоить вместо 7 коп. – по 8 коп., а полушкалик – 4 коп., полбутылки будут продаваться по 18 коп. (цена с дробями копейки исчезнет, и грошики сойдут со сцены).
(«Самарская газета»)

————-


О событиях этого дня из других источников:

————-

Архивы Самарской области
3 сентября в истории губернии и области:

1889 год. В зале Коммерческого собрания Самары с концертом выступал певец А.П.Карагеоргиевич.

1903 год. В г.Самаре открыта торговая школа по подготовке конторщиков, бухгалтеров, приказчиков для торговых и промышленных заведений.
Голос Самары, 1913, 8 сентября

1941 год. Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) отметило, что постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» по Куйбышевской области выполняется совершенно неудовлетворительно: на 15 августа 1941 года в кружках ПВХО обучалось всего 290 тыс. чел., т.е. 24% общей численности населения области, подлежащего обязательному обучению, а в районах Большеглушицком, Елховском, Инзенском, Карсунском, Хворостянском, Новодевиченском и в г.Сызрани обучением охвачено только от 3 до 14%.

1941 год. Бюро Чапаевского горкома ВКП(б) в целях оказания помощи военному госпиталю обязало парткомы и завкомы заводов №15 и 309 организовать шефство над ранеными, горкому ВЛКСМ поручено из числа молодёжи организовать при госпитале группу доноров в 30-40 чел.

1942 год. Штаб МПВО г.Куйбышева доложил начальнику Управления НКВД СССР по Куйбышевской области Блинову и секретарю Куйбышевского обкома ВКП(б) Никитину о ходе работ по технической маскировке заводов Наркомата авиационной промышленности, расположенных в Кировском районе, №1, 18, 24, 305, 35, Оргавиапрома, БТЭЦ и Лётно-испытательного аэродрома и о строительстве ложных объектов.

1942 год. В районе с.Русские Липяги Молотовского (сельского) района Куйбышевской области по приказу батальонного комиссара 40-го прожекторного полка Варфоломеева за дезертирство из расположения части сроком свыше 4 суток без следствия и суда перед строем красноармейцев 1-й роты была расстреляна девушка-красноармеец Нина Николаевна Шарафутдинова. Варфоломеев за незаконные действия, выразившиеся в превышении полномочий, от занимаемой должности отстранён, арестован и дело о нём передано следственным органам.

1948 год. В г.Куйбышеве открыт стадион «Динамо» (общая вместимость 20 тыс. зрителей, в т. ч. 12 тыс. мест были сидячими). После парада физкультурников на стадионе проведён матч первенства СССР по футболу между куйбышевской командой «Крылья Советов» и «Динамо» (г.Киев). Куйбышевцы победили со счётом 1:0.

По документам архива социально-политической истории, материалам губернской и областной прессы

————-

1904 — 3 сентября родился Александр Константинович Ширманов (1904-1978 гг.), известный самарский краевед.

1916 — В Самаре в доме № 13 на улице Вознесенской состоялось собрание большевиков, которое в советской литературе именовалось Поволжской большевистской конференцией.

———

*

Добавить комментарий

Back to top button