Самарская пресса

В Самаре нашли гигантский подземный холодильник времен СССР

Корреспондент «РГ» побывала на некогда секретном объекте, где хранился продовольственный резерв Советского Союза. На улице плюс 25, но одеваемся не по погоде — теплая куртка, штаны, зимние сапоги: несколько километров пути в горной толще предстоит пройти по вечной мерзлоте.

Температура в некоторых помещениях хранилища опускается до минус 18, местами лежит снег, а проходы загораживают гигантские ледяные сталактиты. Костюм дополняет каска с фонариком, который окажется очень кстати в кромешной тьме заброшенных штолен, где свет отключили еще в 1992 году. Тогда уникальный объект СССР — «Самарский хладокомбинат N 2» прекратил свое существование. Последнюю партию в 300 тонн масла «выбросили» в продажу, и горное хранилище перестало выполнять функцию государственного стратегического запасника.

По следам Берии
Организованные туристы здесь появились всего год назад. И хотя о существовании холодильника в тогдашнем Куйбышеве знали многие, побывать в нем удавалось единицам.

«Эту страну точно никогда не победить. Можете себе представить холодильник, в который поместится 200 вагонов продуктов? Да еще и подземный? И не просто подземный, а вырубленный в скале? Такой холодильник существует. Где? Конечно же, в России. Остался в наследство от махины под названием СССР. Да уж, тогда не мелочились. Если что и строить, то с гигантским размахом. Так, чтобы все охренели от масштабов. И знаете, для чего его построили? Это было одно из хранилищ стратегического запаса продуктов в СССР на случай войны. 16 400 тонн еды», — написал в Интернете пользователь ЖЖ Сергей Анашкевич, побывавший на экскурсии.

Доподлинно известно, что объект в горе строили заключенные. Штольни и залы, часть которых и сегодня используется для хранения продуктов, появились в результате добычи здесь в 1930-е годы известкового щебня и доломитового камня для строительства Жигулевской ГЭС.

1 августа 1937 года Совнарком подписал Указ о строительстве гидроэлектростанции на Волге в створе Жигулевских гор. Для руководства работами было создано Управление особого строительства Куйбышевского гидроузла НКВД (Куйбышевстрой). А чтобы обеспечить стройку людскими ресурсами, в срочном порядке организовали лагерь заключенных Самаралаг, его численность достигала 36 тыс. человек.

После войны в горном подземелье устроили секретное хранилище боеприпасов, которые свозили со всей страны. Для безопасности провели укрепление штолен. Стены заложили бутовым камнем и оштукатурили, потолки усилили бетонными сводами и анкерами. Эта конструкция должна была не только выдержать испытания веков, но и в случае ЧП гасить взрывную волну. К счастью, война уже завершилась, но у боеприпасов нашелся другой враг, о котором генералы впопыхах не подумали: из-за высокой влажности, присущей этим подземельям, на снарядах стала появляться коррозия. Их вывезли из горы так же спешно, как и привезли.

Вечная мерзлота

Только в 1958 году тоннели были переданы Росмясрыбторгу. В горе установили холодильное оборудование.

В то время объект не имел себе равных: 33 холодильные камеры вмещали 16 тыс. тонн продуктов. Залы и коридоры протяженностью 11 км уходили в глубь горы на 450 метров, при этом слой земли и камня над самой дальней камерой составлял 60 метров. Чтобы эти своды не обрушились, создали мощную систему укрепления.

Продукты в холодильник доставлялись по железнодорожной ветке (сегодня она практически не используется), но поезда никогда не заезжали в саму гору, а разгружались перед ней. Она способна была одновременно принимать 10 рефрижераторных вагонов. Продукты хранили строго по ГОСТу: когда срок годности близился к концу, их распределяли по торговым сетям, заполняя освободившееся пространство свежими.

Объект не имел себе равных: 33 холодильные камеры вмещали 200 вагонов продуктов
Заслуживает внимания и работавшая в горе система охлаждения — функцию современного фреона в ней выполнял рассол из солей с низкой температурой замерзания. Он подавался в испаритель централизованной установки, где его охлаждал закипающий при минус 27 градусах аммиак. Далее охлажденный рассол по трубопроводам подавался к продуктовым камерам, и весь цикл повторялся вновь.

В 2010 году старую систему заменили современным оборудованием. Сегодня же искусственный мороз поддерживается только в двух холодильных камерах. Вот уже 5 лет как большую часть оборудования отключили, чтобы не тратить электроэнергию. Однако, несмотря на это, подземелья не спешат оттаивать. Дело в том, что старые батареи охлаждения работали здесь без перерыва почти полвека, и почва вокруг тоннелей промерзла в глубь на 10 метров.

Зиму в разгар августа в лабиринте чувствуешь всюду. И если вначале ощущаешь только легкий озноб от полумрака и гробовой тишины, то к середине пути уже неотступно преследует мысль о теплых варежках. Что же до местного персонала, то работают здесь люди закаленные. Признаются, что болеют редко, поскольку в морозном воздухе горных пещер микробы не выживают. А вот снежные розы вовсю цветут на низких сводах — из-за высокой влажности конденсат превращается не в банальный иней, а в причудливые соцветия.

— Правда, года через два этой красоты может уже и не быть: ни сталактитов, ни снежных цветов — поэтапное отключение холодильного оборудования ведет к нагреванию подземелья до природных 3-5 градусов тепла, — сокрушается гид.

Сегодня объект находится в долгосрочной аренде у предприятия «Горный холод» и наравне с хранением продуктов и выращиванием грибов — вешенок (для них климат здесь весьма подходящий) здесь развивается и туризм. Правда, прибыли от него пока нет, зато впечатлений у гостей много. А едут не только местные, но и туристы со всей России, и даже из далеких Индии и Ганы, которых больше всего поражает снег в подземельях.

«Российская газета» — Неделя №6756 (185)

*

По теме

Back to top button