Мировая прессаСпорт

Киберспорт: развлечение или профессия?

Престижные турниры и миллионы болельщиков: соревнования по компьютерным играм становятся все популярнее. В бой за крупные денежные призы вступают команды профессионалов.

На выставке Gamescom в Германии поминутно раздаются аплодисменты. Около 400 зрителей вживую наблюдают за ходом виртуального футбольного матча между двумя командами профессионалов.

Крупнейшая международная ярмарка компьютерных игр, которая проходит с 5 по 9 августа в Кельне, стала площадкой для соревнований по киберспорту. Чтобы на месте поддержать любимых игроков, в Кельн съехались тысячи болельщиков. Турниры проходят как в классических дисциплинах, так и в «стрелялках» вроде «Counter-Strike» и командных ролевых играх, например «Лиге легенд» (League of Legends). В последнюю играть особенно прибыльно — к примеру, победителю чемпионата мира 2014 года был вручен денежный приз — два миллиона долларов.

Устроителем соревнований выступает Электронная спортивная лига (Electronic Sports League, ESL) — одна из крупнейших организаций подобного рода в мире. Помимо прочего, ESL обеспечивает трансляцию соревнований в режиме онлайн. Таким образом, болельщики по всему миру могут следить за тем, кто войдет в число победителей и получит приз на сумму свыше 200 000 долларов.

«Лига легенд»: борьба «кланов»

В игре «Лига легенд» борьбу между собой ведут два так называемых «клана», в каждый из который входят по пять игроков. Каждый спортсмен может выбрать себе один из нескольких десятков сказочных персонажей и отправиться в ним в путешествие по виртуальному миру. Задача игры — уничтожить базу противника. Для этого, прежде всего, нужно иметь ловкие пальцы и хорошую подготовку. Одна партия длится 50 минут, игроки делают до 400 кликов мышкой в минуту.

«Наш день начинается с компьютерной тренировки, которая длится полдня. Потом мы перекусываем, после чего тренировка продолжается, — рассказывает 22-летний профессиональный киберспортсмен Адриан Вюббельман (Adrian Wübbelmann). — Вечером мы немного разминаемся, чтобы не потерять форму, а затем обсуждаем, как прошла тренировка». Помимо самой тренировки, команда просматривает видеозаписи игр своего будущего противника, а также продумывает новую стратегию и приемы, которые будут отработаны на следующих тренировках. В общей сложности рабочий день может длиться 13 часов, говорит Адриан.


Эффективная организация

В 2012 году Адриан Вюббельман был признан профессиональным спортсменом, однако болельщикам он знаком только под своим игровым ником «CandyPanda». Адриан — член кельнской киберспортивной организации «SK gaming», которой руководит Алекс Мюллер (Alex Müller). В число его клиентов также входят команды игроков в «Pro Evolution Soccer», «Counter Strike» или «Quake». Задача Мюллера состоит в том, чтобы позволить игрокам сосредоточиться на тренировках. Поэтому восемь сотрудников «SK gaming» занимаются регистрацией команд для участия в турнирах и организацией поездок. Кроме того, Мюллер ведет переговоры со спонсорами. Ведь именно фирмы, логотипы которых красуются на рукавах и груди игроков, в первую очередь пополняют бюджеты команд.

Годовой доход игрока — 80 000 евро

«Как правило, это компании в области информационных технологий, ищущие прямой доступ к игрокам», — рассказывает Мюллер. В то же время киберспортом все чаще интересуются предприятия, ранее не имевшие к этой сфере никакого отношения. К примеру, сейчас в Кельне размещены плакаты, на которой спортсмены «SK gaming» рекламируют продукцию американской компании — производителя лимонада. По словам Мюллера, за один сезон успешный киберспортсмен зарабатывает около 80 000 евро. Впрочем, продолжительность их карьеры в большинстве случаев не превышает пяти-шести лет. Затем у игроков ослабевает реакция и они уже не могут конкурировать с молодыми спортсменами.

Допинг-скандал в киберспорте

Крупные денежные призы, поддержка со стороны спонсоров, миллионы болельщиков по всему миру — похоже, будущее киберспорта видится в розовых тонах. Однако недавно в бочке меда все же нашли ложку дегтя. В конце июля в Youtube было опубликовано скандальное интервью американского профессионального игрока Кори Фризена, в котором он признался в применении допинга. Фризен рассказал, что выступал на турнирах под действием аддерола — препарата на основе амфетамина, улучшающего внимание и реакцию. В связи с этим ESL планирует ужесточить правила в отношении киберспортсменов, применяющих психостимуляторы. Для этого ESL намерена сотрудничать с Национальным антидопинговым агентством Германии (NADA).

Впрочем, сотрудничество обеих организаций пока находится в начальной стадии. NADA изъявила готовность поддерживать ESL в двух направлениях — проведении информационно-образовательных мероприятий и профилактики применения допинга. О большем в данный момент речь не идет — сначала нужно выработать соответствующие правила в области киберспорта. В то же время инцидент с Фризеном пока остается единственным признанием киберспортсмена в применении стимуляторов. Является ли это единичным случаем или широко распространенной практикой, пока неясно. Тем временем глава «SK gaming» Алекс Мюллер одобрил введение допинг-контроля. «То, что ESL этим занимается и заблаговременно реагирует, — правильно. Мы одобряем проведение подобных тестов», — заключил он.

Deutsche Welle

*

По теме

Back to top button