Новости соцсетейОбщество

О ЕГЭ (мнение «пострадавшего»)

«Я считаю, что с нами поступили неразумно и нелогично. Вся эта ситуация крайне негативно сказывается на наших знаниях и нервах. Невозможно из-за постоянных изменений в структуре ЕГЭ качественно подготовиться к экзаменам по всем предметам. Только тогда, когда будет существовать стабильная и адекватная форма экзамена, мы сможем добиться успехов в учебе. И, может быть, наши родители перестанут тратить деньги на репетиторов, без которых, увы, сегодня не обходится ни один ученик«.

Пора-поставить-точку

Отменить нельзя реформировать, или Пора поставить точку!

Может показаться странным, что автор сего заголовка далее намеревается рассуждать о … ЕГЭ. Да простит меня уважаемый читатель за необходимость дополнительных пояснений. Дело в том, что (как вы уже наверняка догадались), эта фраза – лишь реминисценция известного: «Казнить нельзя помиловать!» Возьму на себя смелость предположить, что такое название как нельзя лучше подходит к выбранной мною злободневной теме. Более того, оно настолько емкое, что после первого слова в нем можно поставить запятую (а еще лучше – точку) и на этом исчерпать всю проблему. Но я, конечно, понимаю, что это было бы слишком безапелляционно и самоуверенно. Поэтому попытаюсь как-то объяснить свою точку зрения на сегодняшнюю ситуацию вокруг ЕГЭ. Считаю тему очень важной: ведь от того, где поставить точку, зависит судьба, в конечном итоге – будущее российских школьников.

Вот уже 14 лет вокруг ЕГЭ не утихают споры. ЕГЭ критикуют и за качество КИМов, и за необъективность, и за коммерциализацию, и за дороговизну и трудоемкость самой процедуры проведения экзамена, и еще много за что. Возразить против этого нечего, и поэтому все понимают, что надо совершенствовать, улучшать – в общем, как-то реформировать новую когда-то и зачем-то введенную форму аттестации выпускников. Как? Никому до сих пор непонятно. Решили пойти методом проб и ошибок. И в результате ЕГЭ превратился в долгий мучительный эксперимент. Но вот каково ученикам и учителям в эпицентре этого эксперимента, похоже, никто еще всерьез так и не задумался. Возможно, потому что большинство учителей и учеников молчат и терпят, надеясь на лучшее.

Предполагаю, что и моя попытка высказаться на эту тему прозвучит как глас вопиющего в пустыне. Но перейдем от общих рассуждений к более предметным размышлениям, чтобы разобраться в некоторых нюансах и тонкостях этого первого серьезного испытания в жизни одиннадцатиклассников, на которых само слово ЕГЭ уже наводит ужас, вызывая панику и нервную дрожь в коленках.

Самым страшным для большинства старшеклассников является ЕГЭ по гуманитарным предметам. Может ли тестовая форма в полной мере выявить знания учащихся, например, по русскому языку и литературе? Кто не задавался этим вопросом! Все понимают, что данная форма далеко не идеальна для экзамена по дисциплинам гуманитарного цикла.

Хоть дели КИМы на блоки А,В,С, хоть отменяй их, называй задания № 1 или А1 – тестовой, то есть довольно поверхностной сути контрольно-измерительных материалов этим не изменишь. И даже после некоторых доработок, положительно отразившихся на структуре КИМов по русскому языку в этом году, задания по-прежнему носят трафаретный характер, продолжая формировать у учеников шаблонное мышление. Яркий убедительный пример – сочинение по тексту в строго заданном формате, который требует от учащихся использования шаблона, речевых клише и в целом стандартного подхода.

Сочинение, вернее, теперь два сочинения — отдельная тема для разговора. Позвольте спросить, зачем нужны сразу три формы аттестации: итоговое сочинение по литературе, сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ и тесты по русскому языку? Согласитесь, это уж слишком. Скорее всего, второе сочинение (то ли по русскому, то ли по литературе) ввели, а первое отменить забыли. Другого объяснения для этой абсурдной ситуации я не нахожу. В общем, многое не понятно. Опять же… если вновь введенное сочинение – это форма итоговой аттестации по литературе, то почему тогда баллы плюсуются к баллам ЕГЭ по русскому языку?

Вообще, я ничего не имею против сочинения. Оно, на мой взгляд, является одним из самых эффективных способов оценивания знаний и не только проверяет умение ученика анализировать художественное произведение, но также объективно показывает уровень его грамотности. Но в этом году известие о возвращении итогового сочинения никого не обрадовало. Для всех одиннадцатиклассников оно прозвучало как гром среди ясного неба. Нововведение стало дополнительным поводом для переживаний и стрессов и для учеников, и для учителей. Чего греха таить, к выпускному классу читать художественную литературу мы почти перестали. Ограничивались кратким содержанием или просмотром киноверсии. Обходились – ведь сочинений-то писать не нужно.

И вдруг – как снег на голову. За полгода нужно успеть прочитать всю программу по литературе и научиться писать сочинение. Не преувеличу, если скажу, что каждого из нас охватила паника. Иногда паника сменялась унынием. Даже сейчас вспоминаю об этом, и по коже пробегают мурашки. Сколько было потрачено сил, нервов, сколько было провальных попыток написать-таки сочинение. Мне, например, часто снились сны о заваленном экзамене. Это было ужасно! Как писать, как раскрыть тему, за что и как будут оценивать наши работы, а самое главное – как успеть прочитать такое количество книг за такое короткое время?

Пожалуй, наше поколение войдет в историю ЕГЭ как выпуск, подвергшийся самым жестоким экспериментальным испытаниям. Возможно, это была простая проверка с целью выяснить, насколько ученики за период существования ЕГЭ разучились писать и думать. В другом случае, реформаторы ЕГЭ должны были объявить о нововведении пятиклассникам, которые к 11 классу как раз успели бы подготовиться к выпускному сочинению.

Я считаю, что с нами поступили неразумно и нелогично. Вся эта ситуация крайне негативно сказывается на наших знаниях и нервах. Невозможно из-за постоянных изменений в структуре ЕГЭ качественно подготовиться к экзаменам по всем предметам. Только тогда, когда будет существовать стабильная и адекватная форма экзамена, мы сможем добиться успехов в учебе. Будем действительно знать предмет, а не «натаскиваться» за короткое время на обновленный вариант КИМа. И, может быть, наши родители перестанут тратить деньги на репетиторов, без которых, увы, сегодня не обходится ни один ученик.

Пока ситуация плачевная: из-за постоянных изменений в КИМах сборники тестов и пособия для подготовки к ЕГЭ ежегодно переиздаются. Старшеклассникам же ничего не остается, как закупать их каждый год заново, пребывать в нервозном состоянии ожидания новых изменений и обращаться за помощью к репетиторам. Качество знаний при этом неуклонно снижается, а бюджетных мест в вузах становится с каждым годом все меньше и меньше. Для чего тогда все эксперименты? Не проще ли поставить точку в этом процессе бесконечных и очевидно бесполезных реформ? Мой вердикт: «Отменить. Точка. Нельзя реформировать!» Не претендуя на обобщение и уж, конечно, на истину в последней инстанции, выражаю лишь собственное мнение.

Александра Чечулина,
11 А класс,
МБОУ лицей «Технический» г.о.Самара

*

По теме

Back to top button