Культура в России

Театр Пушкина отмечает свое столетие автобиографическим спектаклем. Пробуждение Таирова: два часа от триумфа до трагедии

…Есть одна колоссальная несправедливость: имена Станиславского и Немировича, Мейерхольда и Вахтангова более-менее на слуху у интеллигенции. А вот про Александра Таирова, основателя легендарного Камерного театра, надо обязательно добавлять, что «ну как же — это известный режиссер, воспитатель «синтетических артистов», его жена и первая красавица ‐ Алиса Коонен»… Увы. После изгнания Таирова из его же театра (и последующей скорой смерти Александра Яковлевича) дело мастера было предано забвению. И сейчас, ровно в юбилейный день, Евгений Писарев (худрук Театра им. Пушкина, возникшего вместо таировского) дает особый Вечер-посвящение, который, дай бог, станет вполне себе репертуарным.

Г-н Писарев день и ночь репетирует — шутка ли воссоздать атмосферу тех счастливых лет, когда о Камерном судачила вся Москва… Худрука сейчас лучше не трогать, ведь этот спектакль-посвящение под названием «Камерный театр. 100 лет» — дело чести для пушкинцев.

Вина по отношению к Таирову в чем-то чувствуется и по сей день, — обращаюсь к заму Писарева по творческим вопросам — театроведу Екатерине Коноваловой, — тогда его очень обидели…

— «Обидели» — да, но для демонстрации ЕГО театральной эпохи это не самое основное, — говорит г-жа Коновалова, — до того как обидели, театр 35 лет пребывал в счастливом и гармоничном состоянии, Таиров от души творил искусство, построив уникальный театр, который был известен по всему миру, включая Южную Америку (столь насыщенная у них была гастрольная карта).

Я уж молчу про Таирова-реформатора…

— Он воспитал артистов, до высот которых не поднималась более ни одна труппа! Так называемый синтетический артист, постигший мастерство хореографии, пантомимы, вокала, трагедии… только не надо путать с современными артистами мюзикла: да, они тоже синтетические, умеют петь и плясать, но Таиров требовал погружения в высокое драматическое начало, причем во всех жанровых окрасках, — учил одинаково мощно существовать в драме, в мелодраме, в классической трагедии. Всем этим жанровым разнообразием он мастерски владел как режиссер, и театр выпускал большое количество спектаклей.

Что до финала, когда его отстранили от театра…

— Да, запоминается, как говорится, всегда последняя сцена: отняли его дом, отняли его дело. Но, повторяю, трагичным был лишь финал, а до этого… счастливая, полнокровная жизнь; и наше желание сейчас, на этом Вечере-посвящении, поднять из недр воздуха эту энергию. Надеюсь, получится. Наша задача — рассказать, сколь ярок и глубок таировский след в искусстве. За что ему наша огромная благодарность, любовь и поклон. Этот вечер на два с лишним часа без антракта (который — в зависимости от реакции зала — может стать репертуарным) — самое маленькое, что мы можем сделать в память о Таирове, Коонен, Камерном театре…

…Что важно — и на фасаде, и в фойе театра пред зрителем предстанут черно-белые образы наших героев 20–30-х годов, — ведь многие уже даже не знают, как выглядел не только Александр Таиров, но и Алиса Георгиевна Коонен. Пушкинцы подняли все архивы, призвав на свет божий огромное количество фотографий и документов.

Весь текст: www.mk.ru

*
Back to top button