Общество

Обновлена знаменитая коллекция русского авангарда Самарского областного художественного музея

19 мая в Самарском областном художественном музее состоится открытие обновленной коллекции русского авангарда. Знаменитое собрание русского авангарда возвращается к зрителям в совершенно новом обрамлении. Само пространство залов теперь стало ярким под стать картинам, коллекция обрела новые экспозиционные решения, новые рамы и этикетаж. Такого музея зритель ещё не видел!

Театральный коллектив «Laterna Magica» (художественный руководитель – Галина Бережных) представит на открытии экспозиции спектакль «Разговор на полке в кукольной клинике» по одноименной пьесе известного русского поэта Серебряного века Саши Черного. Пьеса была написана в 1926 г., в период эмиграции, и является метафорой «утраченного прошлого» русской интеллигенции, полной символизма, иронии и тонких характерных наблюдений. Спектакль был дипломирован на открытом конкурсе детских театральных коллективов «Малая Сцена» (Санкт-Петербург, 2011).

О коллекции
Музей по праву гордится своей коллекцией русского авангарда. Ее возникновением мы обязаны деятельности местных вхутемасовцев — Н.Н.Попова и М.И.Степанова, в свое время получивших из Москвы произведения как крупнейших авангардистов — К.С.Малевича, П.П.Кончаловского, А.В.Лентулова, О.В.Розановой, так и штудии учеников московского ВХУТЕМАС’а.

Особый интерес представляют произведения М.В.Ле Дантю, погибшего в молодости соратника М.В.Ларионова по созданию теории лучизма — «Дама в кафе» (1917) и «Женский портрет» (1910-е).

Центральное место в собрании авангарда Самарского художественного музея занимают картины художников круга К.С.Малевича. Это, прежде всего, полотно самого Малевича «Жизнь в большой гостинице» (1913-1914), которое относится к кубо-футуристическому периоду его творчества. Нельзя не отметить, что ряд исследователей считает его работой И.В.Клюна. Такое заключение делается в связи с непривычной монохромностью колорита картины, что несвойственно другим произведениям Малевича, выполненным в этот предшествующий супрематизму период.

Нельзя обойти стороной картины М.И.Менькова — художника, входящего в круг ближайших сподвижников Малевича. Это «Трамвай №6» (1914) и «Симфония» (Скрипка) (1915) в которых с присущим времени радикализмом разъяты на составные части такие характерные «продукты цивилизации», как трамвай и скрипка.

Быть может, самая ценная часть собрания — картины О.В.Розановой. Во многом близкая Малевичу, она развивалась своим путем, который нашел свое адекватное отражение в произведениях нашей коллекции. Небольшая работа «Бульвар» (1911 — 1912) буквально ошеломляет своей резкой неопримитивистской трактовкой вполне банального мотива: девочка с собакой, прогуливающаяся по бульваре.

«Натюрморт» (1913) с его настойчивыми манипуляциями с иллюзорным пространством и кубистическими деформациями вазы в то же время адресует нас к матиссовским арабескам.

Поистине шедевром является динамичный кубо-футуристический «Городской пейзаж» (1913), эскиз к которому находится в Нижегородском художественном музее. Творческая эволюция художницы увенчивается беспредметным «Полетом аэроплана» (1916) с его экспрессивной «цветописыо» синего, желтого, зеленого и лилового.

Беспредметная живопись А.А.Веснина, будущего архитектора-конструктивиста, работавшего во второй половине 1910 — начале 1920-х годов в тесном контакте с Л.С.Поповой, представлена характерным для творчества художника «Плоскостным этюдом» (1917).

Другая линия в беспредметном искусстве этого времени, связанная с экспериментами с различными материалами и фактурами, нашла свое отражение в произведениях С.И.Дымшиц-Толстой («Компас») и В.М.Стржеминского ( «Счетчик»).

Творчество П.П.Кончаловского, одного из самых маститых художников «Бубнового валета», представлено несколькими работами, среди которых особо выделяется «Натюрморт» (1910-е). Безусловное тяготение автора к живописному методу Сезанна сочетается здесь с повышенной цветовой экспрессией. Пейзаж «Кассис» (1913), при всей его повышенной красочности, достаточно традиционен в пластическом плане, напоминая театральный задник (мы знаем другой, более динамичный вариант этого мотива, находящийся в Тульском художественном музее).

«Пейзаж» А.В.Лентулова, другого яркого «бубнововалетца», в какой-то мере носит характер мистификации — банальный мотив городских задворок обретает здесь зловеще-театральный вид. Акцентирована игра автора с пространством, которое трехмерно в правой части и как бы сходит на нет в левом углу, интригуя зрителя своими метаморфозами.

Полотна «гражданина мира» Д.Д.Бурлюка свидетельствуют о разнообразных влияниях: картина «Волы» (1907) несет следы «набидо-фовистского» воздействия; пейзажи, написанные под Уфой в 1917 году, напоминают о картинах «Союза русских художников». Характерно, что почти все работы в собрании музея происходят с выставки Бурлюка в Самаре, прошедшей в 1917 году.

Завершает обзор собрания русского авангарда музея творчество московского художника С.Я.Адливанкина, назначенного Наркомпросом уполномоченным самарского ВХУТЕМАС’а, и одного из основателей самарского ВХУТЕМАС’а Н.Н.Попова, работавшего в Самаре до 1921 года, а позже переехавшего в Москву. Картины Адливанкина исполнены задорного неопримитивистского духа («Портрет моих родителей»; автопортрет «Уполномоченный самарского ВХУТЕМАС’а», оба — 1922 года).

Оригинальной, не до конца проясненной творческой личностью является Н.Н.Попов, которому принадлежит «Портрет женщины в синей шляпе» (1922). Если попытаться вычленить из этой работы ее северовозрожденческие и позднекустодиевские реминисценции, то в итоге остаются какая-то особая классическая цельность и простота. Такое же впечатление производят и, казалось бы, типичные кубо-футуристические рисунки художника (см. «Автопортрет» и серию рисунков на бытовые темы 1920 года).

*

По теме

Back to top button