«Я так думаю!» Ваган Каркарьян о том, как сохранить то, что еще уцелело от старой Самары
Ваган Гайкович много сделал для того, чтобы сохранить и увековечить в своих произведениях, графических работах, в книгах ту Самару, которую многие из нас не знали и уже, наверное, не узнают. Все рушится, разрушается, рассыпается, валится. Это еще можно как-то вообще сохранить? Ведь хочется, чтобы это осталось…
В редакции Самара today мы приветствуем уважаемого и замечательного самарца Вагана Гайковича Каркарьяна, он — заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник, профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Является членом комиссии по охране памятников архитектуры Российской Академии архитектуры и строительных наук. Встреча была снята на видео 23 апреля 2011 г.
Ваган Гайкович много сделал для того, чтобы сохранить и увековечить в своих произведениях, графических работах, в книгах ту Самару, которую многие из нас не знали и уже, наверное, не узнают. Мне хотелось бы вас попросить поразмышлять на такую тему: столько видишь остатков, обломков того, что было — дача со слонами, дом со слонами, где была гимназия; атланты…. И все рушится, все разрушается, все рассыпается, все валится. Это все можно как-то вообще сохранить? Ведь хочется, чтобы это осталось.
— Вы знаете, не только можно сохранить, — нужно! Пока еще не все потеряно. Мы еще в состоянии это все сделать. Только здесь нужна воля. Воля и желание это сделать. У нас есть, что сохранять еще. Вот, к примеру то, что сейчас происходит в Москве — там сменилось сейчас руководство и мы слышим, читаем: первое, что было сделано новым руководителем столицы в градостроительной политике всей — он проанализировал и запретил все новое строительство в исторической части города. И то, что можно было — просто отменили. Нельзя делать такую нагрузку на историческую часть города. Это притягивает транспорт, все… Отсюда — коллапс. И это неизбежно. Уже сейчас эта проблема есть.
Поэтому историческую часть города надо освобождать от крупно-масштабного строительства, от этажности этого строительства. Сейчас говорят: плохо точечное строительство, надо вводить сплошной снос и строить типа заново и это выдается как достижение… Так точечное строительство плохо, когда вместо двухэтажного дома строят 20 этажей. Это плохо. но когда мы вместо действительно не представляющего историческую ценность двухэтажного дома построим три этажа, два этажа — это будет нормально.
Обновление города должно происходить, это же не мумия — город должен жить. Просто надо уметь отличить зерна от плевел. А вот этого мы никак не можем. или мы должны все снести и освободить строительную площадку и в результате мы получаем лоскутную застройку города. В градостроительном отношении все это нелепица какая-то. А мы продолжаем эту практику и гордимся тем, что мы освободились от точечной застройки.
А как это сделать? Это вечная тема — борьба нового со старым… Мне кажется. что борьба будет идти нарастающим путем и, причем, последствия могут быть ужасными — если мы не найдем крупномасштабную площадку для жилищного строительства. Ее сейчас в городе нет. Поэтому инвестор идет в престижные районы. Он тянется к берегу Волги, он идет на территории с очень плохой геологией, кстати. Я так думаю, что, к сожалению, мы будем через несколько лет мы будем сталкиваться с фактами деформации этой застройки в прибрежной части города — там очень плохие грунты. Через несколько лет, не дай Бог, но это может произойти.
Надо найти площадку, где появится возможность для крупно-масштабного строительства. Такой площадкой я вижу, она и была раньше — это самарское Заречье. Там уже были намыты территории, там уже был сделан план застройки, мы бы получили новый район города на берегу красивой реки Самара с его пляжами, с его набережными…
— А вы хотели бы там жить?
— Да. Самарка — прекрасная река. Я сейчас живу на берегу Волги, а Самара — не хуже. Она такая привлекательная река. Почему нет? Любая смена жительства — это всегда проблема, но все равно это лучше. Там уже подготовленная площадка была. Но потом началось «ускорение», которое кончилось тем, что мы никак не достигнем того, что было раньше, в 88 году…
Но для этого там надо вложить средства в инфраструктуру, на намыв части этой территории, часть уже готова и можно начинать строить хоть сегодня. Это мог бы быть новый полноценный район.
Посмотрите: Самара уходит в степь. Она становится не волжским городом, а степным. За Зубчаниновкой-Смышляевкой находят какие-то новые районы для строительства… Даже странно как-то. А ведь там можно создать все это новое на берегу реки. Вот для этого вначале и нужна воля. Но нужно вложиться и в инфраструктуру. А дальше можно поставить на поток жилищное строительство и мы решим тогда жилищную проблему. А вот, выборочно, мы ее не решим.
— Я думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что сегодняшняя система планирования, развития экономики, поскольку она так вертикально строится, она не всегда учитывает такие пожелания и те варианты и идеи, которые высказывались раньше. Примером сможет служить ситуация с двумя мостами в Самаре. Мы даже делали серию публикаций по теме «Какой мост более ведет в никуда: Кировский или Фрунзенский?» Поскольку Фрунзенский мост он действительно сейчас нужен городу, потому что действующий мост находится в аварийном состоянии. По Фрунзенскому мосту пока, практически, нет ясности, когда он точно будет. А огромные деньги вкладываются в строительство Кировского моста, который действительно ведет в никуда… И вот эту «вертикаль» никак переломить нельзя — раз оно запланировано, раз федеральный бюджет нам отчисляет средства и мы будем тянуться и из своих средств добавлять и продолжать строить этот мост. Вертикаль — она живет по своим законам, хоть интересные идеи ваши, есть другие предложения… Я так думаю.
— Я думаю, что Фрунзенский мост, а я его рассматриваю только как дополнение к существующему мосту, и надо помогать ему и быстрее строить его дубль. Хотя этот новый мост вызовет дополнительный поток транспорта через весь город, опять увеличит нагрузку на старую часть города. Надо сделать, чтобы чтобы транзитный транспорт не заходил в город. В этом случае Кировский мост даст возможность миновать город транзитному транспорту. Но если мы там сделаем жилой район — он будет как раз то, что надо… Этот Кировский мост дает возможность развивать строительство за Самаркой. А вообще-то чем больше мостов, тем лучше!
— Это-то да, но еще бы побольше денег, чтобы хватало на все проекты…
— Я не очень понимаю идею, которая недавно прозвучала. Может там не все было сказано и не все сказано. Речь идет об информации о строительстве акварпарка на 140 гектарах. 140 га — это не просто.
— И это явно не первая задача Самары…
— Сделать парк на заливных лугах… Кто там будет эти саженцы сажать, где деньги на это, кто за ними будет ухаживать, когда вырастет это парк, чтобы он приносил хоть какую-то копеечку дохода? Кто туда вообще ездить в этот парк? Кто эти инвесторы, которые хотят это сделать? У нас в городе парки в таком жалком состоянии.Причем и не один парк, а два, и тут же зоопарк. Я так думаю, что сначала надо решить проблемы в городе, а уж потом создавать удобные условия на окраине для содержания обезьян и крокодилов… Я что-то не очень хорошо это все понимаю.
И ничего этого нельзя делать, потому что все равно не сейчас, так позже мы будем вести там строительство и Самарка станет внутренней рекой города. Я бы туда подтянул и стадион, который за собой бы потянул другие объекты. Так что я считаю, что прозвучавшая идея со строительством там парков не очень убедительна.
— Ну, кому-то зачем-то это было надо!
— Я даже не очень представляю, кому.
— Ну, сначала найдут инвестора, получат деньги — это, наверно, ключевая вещь.
— А потом деревья высохнут…
— Но это уже никого не волнует (смеются).
_________________________
«Я так думаю!» Ваган Гайкович Каркарьян
Серия публикаций
Видеозапись сделана в редакции информационного Интернет-канала Самара today 23 апреля 2011 г.
Только благодаря его книгам и сохранилась та Самара, которой уже сегодня нет…
Каркарьян: Проблема, главная для нашего градостроительства, для нашей культуры, для нашего будущего – это сохранение наследия. Главное – не потерять то, что мы имеем и что сделать, чтобы этого не произошло. Это проблема не местная, не самарская, она – общероссийская, – я так думаю! >>>
Храм и площадь
Сегодня мы просим Вагана Гайковича Каркарьяна прокомментировать информацию, которую сейчас обсуждают горожане – о возможном “восстановлении на бывшей площади им.Куйбышева, а теперь – Соборной – Кафедрального собора”. Хотя известно, что и место планируется не то, что было, и храм будет пониже, да и название у него другое – “Софийский”… >>>
Ваган Каркарьян о том, как сохранить то, что еще уцелело от старой Самары
Ваган Гайкович много сделал для того, чтобы сохранить и увековечить в своих произведениях, графических работах, в книгах ту Самару, которую многие из нас не знали и уже, наверное, не узнают. Все рушится, разрушается, рассыпается, валится. Это еще можно как-то вообще сохранить? Ведь хочется, чтобы это осталось. >>>
Благодарная Самара никогда не забудет вас
— Мы сегодня с вами говорим об архитектуре, строительстве, но давайте поговорим и о том, что не включает ваша профессия – поговорим о дорогах. Космическая Самара и такие дороги – это серьезнейшая проблема.- Дорогу в космос проложили, а у себя в городе не можем… >>>
Приятно делать подарки
Мы завершили публикацию серии видео-выступлений замечательного самарца, архитектора, художника, энтузиаста Вагана Гайковича Каркарьяна. Мы решили сделать всем самарцам общий подарок — видеоклип «Самара-городок» Поет Роза Багланова, картины Вагана Каркарьяна >>> ***