Культура в России

Кинематограф в период, когда меняется мир

4 апреля — открытие 33-го Стамбульского кинофестиваля. В программе представлено множество фильмов. Одни доносят требования общественных масс, выходящих на улицы Египта, Сирии, Турции, России. Другие рисуют портреты протестующих и власть имущих. Там, где человек испытывает боль, находится его душа. Там, где мир испытывает боль, находится кинематограф.

Поскольку кинематография — это не только искусство, но и средство массовой коммуникации, в программе присутствуют также фильмы, герои которых — очевидцы событий нашей эпохи. Изображая происходящее по горячим следам, эти преимущественно документальные киноленты передают ход развития событий через историческую перспективу. Некоторые фильмы, предлагая вымышленные истории, сосредоточены главным образом на влиянии всего происходящего на человека. В период, когда мир меняется, кинематограф вносит свою незаменимую лепту.

В программе фестиваля представлено множество фильмов. Одни доносят требования общественных масс, выходящих на улицы Египта, Сирии, Турции, России. Другие рисуют портреты протестующих и власть имущих. Третьи проливают свет на внешнюю политику США, режим Ирана и то, какой ценой обернулась война на Балканах. Там, где человек испытывает боль, находится его душа. Там, где мир испытывает боль, находится кинематограф.

* * *

В конкурсе по популяризации прав человека в кино, за победу в котором вручается премия FACE Совета Европы, внимание обращается на фильмы, посвященные таким темам, как противостояние дискриминации, миграциям, войнам и пр. Если говорить о картинах, представляющих взгляд свидетелей современной эпохи, то на первый план выходят следующие фильмы.

Успешный молодой египетский режиссер Ахмад Абдалла (Ahmed Abdalla) в фильме «Rags & Tatters» (на кинофестивале в Монпелье он был признан «самым лучшим фильмом») дает нам возможность поразмышлять над событиями вокруг все еще не завершенной в его стране революции. Глазами одного из нескольких сотен заключенных, бежавших из тюрьмы в ходе событий на площади Тахрир в 2011 году, фильм описывает изменения, конфликты, человеческие страдания в Египте.

Ясмила Жбанич (Jasmila Zbani?), победитель награды «Золотой медведь» (фильм «Грбавица»), посвящает свою картину последствиям тяжелой атаки и резни, которой подверглась ее страна Босния и Герцеговина с объявлением независимости от Югославии. Посмотрев видеозапись театрального шоу, созданного австралийкой Ким Веркоу (Kym Vercoe) под впечатлением всего увиденного в результате туристической поездки в этот регион, Жбанич вместе с Веркоу сняли фильм о пережитых австралийкой событиях. Как для туристки из Австралии, так и для нас фильм «Тем, кто не может врать» позволит многое осознать или освежить в памяти.

Документальный фильм «Возвращение в Хомс» изображает портреты двух молодых людей в охваченной гражданской войной Сирии, огонь которой обжег и нас. Через образы двух друзей, которые поначалу были участниками акций гражданского неповиновения, но затем обнаружили себя в эпицентре вооруженных столкновений, режиссер Талал Дерки (Talal Derki) привлекает внимание к вопросу о том, что сирийский народ был лишен права выбора. Документальный фильм «Pussy против Путина», созданный коллективом под названием «Жены Гоголя», повествует о целях и акциях молодых участниц Pussy Riot, протестующих против политики российского лидера, на фоне изменений в стране. Видный американский кинорежиссер Эррол Моррис (Errol Morris) дал достаточно уместное название своему документальному фильму — «Неизвестный известный», — где Дональд Рамсфельд, возглавлявший министерство обороны США два отдельных срока, делает важные заявления относительно событий недавней истории.

Все ли в Турции столь безоблачно, если в мире складывается такая ситуация? Фарид Эслам (Farid Eslam) и Олли Уолдхауэр (Olli Waldhauer) в фильме «Объединенный Стамбул» пытаются разобраться в причинах, стоящих за объединением болельщиков трех крупных футбольных команд Стамбула в ходе протестов в парке Гези, несмотря на то, что до этих событий потасовки между ними возникали на каждом дерби.

Жесткие, сопротивляющиеся изменениям режимы, а также непреодолимые предубеждения — еще одна проблема нашего века. При описании тяжелых испытаний, выпавших на долю арестованного в 1995 году в Иране писателя, Мохаммад Расулоф (Muhammed Resulof) подчеркивает, что похожий режим произрастает и сегодня. Фильм Ноаза Деше (Noaz Deshe) «Белая тень» акцентирует внимание на том, что жизнь альбиносов в Африке до сих пор находится в опасности. Считается, что части тел альбиносов приносят удачу, в результате они становятся объектом убийств и прибыльной торговли!

В каждой части программы вы непременно встретите работы, наводящие на определенные размышления и способствующие лучшему пониманию современного мира.

Оригинал публикации: D?nya de?i?irken sinema

Опубликовано: 03/04/2014 14:29

(«Star gazete», Турция)

InoSMI

*

По теме

Back to top button