Общество

Новые времена для Тольятти

Точка зрения Сергея Целикова, директора аналитического агентства «Автостат». Тольятти в его современном виде появился в начале 70-х годов вместе с АвтоВАЗом. В конце 60-х на этом месте жило от силы 60-70 тысяч человек. Сейчас — в десять раз больше. Все эти годы мы (для всей страны, а некоторое время и для других стран) производили автомобили. В обмен на это получали тут хорошую жизнь.

Лет тридцать «Жигули» были супервостребованным товаром. Но ситуация меняется. Прежнего количества этих автомобилей становится не нужно. Сейчас нужны другие машины и в другом количестве. Тот жизненный цикл, который был заложен в проект, подошел к концу. Новый жизненный цикл автогиганту пытаются привить «Ростехнологии» при помощи альянса Renault-Nissan. Не буду рассуждать плохо это или хорошо – путь выбран, и другого варианта нет.

Уже сейчас понятно, что это будет другой завод, с другими целями, ценностями и приоритетами. АВТОВАЗ будет работать, причем с прибылью. Но в интересах существенно меньшего количества тольяттинцев, нежели было раньше. И вся прибыль от деятельности автозавода также будет уходить из Тольятти. Интеграция в мировой автопром приведет к увеличению количества людей, которые в новых бизнес-процессах на заводе и вокруг него востребованы не будут.

Чтобы заглянуть в будущее, для ориентира можно посмотреть на чешский завод Skoda, который за 10 лет интегрировали в концерн Volkswagen. Сейчас там выпускают больше автомобилей (2010 год – 762 тыс. т.), чем на АВТОВАЗе, а численность персонала едва превышает 30 тыс. человек. В силу наших особенностей до такого порога численность на АВТОВАЗе не снизится, но уровень в 50 тыс. человек вполне реален.

Что же делать тольяттинцам, не востребованным на АВТОВАЗе и вокруг него? Если оставаться в этом городе, выход один – необходимо создавать что-то востребованное не только здесь, но и в других регионах, а еще лучше и за рубежом. Городу, чтобы он развивался, необходим постоянный приток денег.

Местным бизнесменам и власти нужно стимулировать именно такой процесс и помогать тем предпринимателям, которые на это способны. Чтобы производство было сосредоточено здесь, а рынок сбыта по всей стране, чтобы деньги шли сюда, а не отсюда. Другого пути нет. У нас никогда не будет столичного бюджета. Тем не менее, жить-то хочется не по-провинциальному, а по тому, как привыкли за последние стабильные годы.

Цитируется с сайта газеты «Понедельник» (Тольятти)
№ 12 (431), 11 апреля 2011

*

По теме

Back to top button