Люди (архивная рубрика)Мировая пресса

Ассанж и Сноуден: жизнь затворников

За последние два года они не раз попадали на первые полосы газет и ввели в моду слово «разоблачитель». Затем они исчезли с наших радаров. Однако у Ассанжа и Сноудена есть повседневная жизнь, состоящая из ограничений и редких мгновений свободы.

За последние два года они не раз попадали на первые полосы газет и ввели в моду слово «разоблачитель». Затем они исчезли с наших радаров. Известно лишь, что один из них по-прежнему укрывается в посольстве Эквадора в Лондоне, а второй пытается слиться с толпой в российской столице. Однако у Джулиана Ассанжа и Эдварда Сноудена есть повседневная жизнь, состоящая из ограничений и редких мгновений свободы, говорится в репортаже Lib?ration.

В первые несколько месяцев своего пребывания в особняке на улице Ханс Кресент Ассанж часто появлялся на балконе посольства, салютуя сторонникам жестом, напоминающим одновременно приветствие Елизаветы II и Папы Римского Франциска. С тех пор такие появления становились все реже. Основатель WikiLeaks не покидал территорию посольства с 17 июня 2012 года, однако он не бездействует и не пропадает из виду, сообщают авторы статьи Соня Дельсаль-Столпер и Вероника Дорман. Почти 600 дней австралийский хакер дышит кондиционированным воздухом вместо свежего, стараясь заменить солнечные лучи ультрафиолетовой лампой. Без особого успеха: светлая от природы кожа становится все бледнее.

Корреспондентки издания обращают внимание на малоизвестный факт: оказывается, Ассанж живет в женском туалете. «Я не мог заснуть из-за шума разгружающихся грузовиков универмага Harrods и смены полицейских патрулей на улице, — рассказывает разоблачитель. — Самой тихой комнатой оказался женский туалет, только в нем можно было спокойно спать. Я обещал себе, что попробую ее «захватить», и каким-то образом мне это удалось. В конце концов, сотрудники посольства нехотя уступили. Они были очень щедры и снесли все кабинки».

Ассанж регулярно заказывает еду в ресторанах, но отказывается говорить в каких из страха, что его отравят: «Они могут подсыпать в еду что-нибудь, что меня не убьет, но потребует госпитализации».

Для развлечения он смотрит фильмы и телевизор. Иногда принимает гостей: Леди Гага, Оливер Стоун, Йоко Оно, Вивьен Вествуд — все они заглядывали на улицу Ханс Кресент его навестить. Однако в последнее время поток посетителей поредел: многие знаменитости, в том числе те, кто скинулся на его выкуп, разочаровались в нем и этого не скрывают.

Первоначально президент Эквадора Рафаэль Корреа говорил, что Ассанж может жить в посольстве «веками». Теперь он дает понять, что надеется на более скорое решение ситуации. «Сотрудники посольства хотят вернуть туалетную комнату», — иронизируют авторы статьи.

С Эдвардом Сноуденом дело обстоит по-другому. С тех пор, как он обосновался в России, о нем практически ничего не известно. Разыскиваемый американской юстицией разоблачитель АНБ вынужден вести на временной приемной родине жизнь затворника. За его связь с внешним миром отвечает близкий к Кремлю адвокат Анатолий Кучерена, который старательно избегает контактов со СМИ, пишет Lib?ration.

За несколько месяцев он сообщил минимум ничего не значащих подробностей о жизни своего разыскиваемого клиента.

«Эдвард обживается в нашей стране, чувст?вует себя комфортно, много читает, учит язык, историю и традиции России», — рассказал адвокат в ноябре еженедельнику «Аргументы и факты», отметив, что «уровень опасности для него, к сожалению, остается весьма высоким, поэтому охрана с него пока не снята».

«Он спокойно гуляет по стране, ему интересна страна и культура, и его посещение музея Кремля, других городов — свидетельство того, что он любит Россию и хочет больше узнать о ней. Он живет в России, и он свободен в своих передвижениях, это его личное дело», — рассказал Кучерена, добавив, что с ноября Сноуден приступил к работе «в одной из крупнейших компаний по поддержанию крупнейшего сайта». «Масса общих фраз, которые почти ничего не говорят о настоящей жизни Сноудена», — сокрушаются журналистки.

В декабре бывший сотрудник американских спецслужб дал эксклюзивное интервью The Washington Post, назвав себя домоседом, который довольствуется лапшой быстрого приготовления и чипсами. «Мне всегда стоило больших усилий заставить себя выйти из дома», — признался он.

В последнее время все громче становятся призывы «амнистировать» Сноудена и позволить ему вернуться на родину.

Однако в Белом доме к такому шагу, судя по всему, не готовы. Большинство похищенных им документом касаются текущих операций вооруженных сил, заявляют в Конгрессе. Их публикация уже нанесла серьезный урон деятельности спецслужб.

По всей видимости, «Сноудену и Ассанжу еще далеко до освобождения из их «позолоченных тюрем», подводят итог Дельсаль-Столпер и Дорман.

Источник: Lib?ration
InoPressa.ru

*

По теме

Back to top button