Культура в России

Обзор кинопремьер: Географ и Адель против Распутина и Тора

Пожалуй, это самая важная неделя года: в прокат одновременно выходят и победитель международного Каннского кинофестиваля – «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, и лучший фильм национального «Кинотавра» — «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Два подлинно авторских высказывания, заслуживающих при этом и широкого зрительского признания. Словно нарочно, компанию им составляют менее прекрасные, но тоже в известной степени «громкие» фильмы: «Распутин» с Жераром Депардье, «Мёбиус» Ким Ки Дука и «Тор 2» — который, понятное дело, всех «победит».

«Географ глобус пропил»

Россия, реж. Александр Велединский, в ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Анфиса Черных, Александр Робак, Евгения Брик, Евгения Крегжде, Анна Уколова, Андрей Прытков.

Виктор Сергеевич Служкин закончил биофак Уральского, работал методистом на заводе, а теперь от безденежья устроился в пермскую школу учителем географии – на зарплату, позволяющую либо купить сорок пар колгот, либо за 152 года накопить на отечественное авто. Класс – 10 «А» — достался ему самый что ни на есть обычный – в котором и умники есть, и хулиганы. И девушка Маша. Впрочем, женского внимания Служкину и без неё хватает – это родная жена прогоняет его спать на диван, а прочие дамочки очень даже мужика ценят. Другой вопрос, что сам он чаще всего предпочитает спасаться от тоски традиционным русским способом…

«Жизнь Адель» (La vie d’Ad?le)

Франция-Бельгия-Испания, реж. Абделатиф Кешиш, в ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш, Бенжамин Сиксу, Фанни Морен, Мона Валравенс.

Адель 17, она заканчивает школу и думает стать учительницей начальных классов. Эмма постарше, уже на четвёртом курсе, изучает изящные искусства и намерена оставаться, как и сейчас, художницей. Они любят друг друга.

Без преувеличения, «Жизнь Адель» — самый нашумевший фильм этого года. В разгар развернувшихся во Франции дебатов, признавать гомосексуальные браки или нет, картине о чистой лесбийской любви присудили «Золотую пальмовую ветвь» — главную и самую важную фестивальную награду во всём мире. Очевидно, что тем самым кинематографисты оценили не только художественные качества фильма (многими признаваемого выдающимся), но и высказали свою гражданскую позицию по выше обозначенному вопросу. Мнения жюри, кажется, никто не оспорил – напротив, все более-менее единодушно признали полную его справедливость.

«Тор 2: Царство тьмы» (Thor 2: The Dark World)

США, реж. Алан Тейлор, в ролях: Крис Хэмсворт, Натали Портман, Том Хиддлстон, Энтони Хопкинс, Стеллан Скарсгард, Идрис Эльба.

Иноземный парень с молотом сражается с очередными врагами, вынужденно пытается примириться с братом и вновь встречается с любимой.

На самом деле, официальная дата премьеры второго «Тора» — 7-е ноября. Но в последнее время прокатчики всё чаще прибегают к формату так называемого «широкого превью» — когда фильм начинают показывать в некоторых кинотеатрах преимущественно на вечерних сеансах. И вот превью «Тора» оказалось широким настолько, что за праздничные выходные он с лёту собрал более десяти миллионов! Что позволяет предположить, что все, кто хотели, новый кинокомикс уже посмотрели, и что-либо дополнять по этому поводу – только настроение портить.

«Мёбиус» (Moebius)

Южная Корея, реж. Ким Ки Дук, в ролях: Чо Чжэ Хён, Ли Ын У, Янг Джу Сео.

Не сумев отрезать детородный орган изменнику-мужу, женщина лишает пениса собственного сына – дабы тому неповадно было! Юноша стонет, отец стискивает зубы – и одним потерянным *** дело не ограничится. Дальнейшее – молчание.

Ким Ки Дук – режиссёр коварный. Всякий раз выбирая для себя сюжеты «на грани», он бесстрашно идёт туда, куда кроме него никто никогда и не сунется. Список изуверств, которым он подвергает своих героев, легко сравнится с пытками средневековой инквизиции – только вся эта поножовщина (в лучшем случае) творится в наше, такое мирное, цивилизованное, казалось бы, время. И автор тщетно пытается понять, разобраться: зачем, для чего, почему же?.. И чаще всего не даёт никакого однозначного ответа. Жизнь страшна – и тут ничего не попишешь.

«Распутин» (Raspoutine)

Франция-Россия, реж. Жозе Дайан, в ролях: Жерар Депардье, Владимир Машков, Фанни Ардан, Филипп Янковский, Анна Михалкова, Ксения Раппопорт, Константин Хабенский, Ирина Алферова, Данила Козловский, Юрий Колокольников.

Истории, которые существуют вокруг и около данного «Распутина», много интереснее самого фильма, поэтому начнём лучше с них. Во-первых, широко известно, что картина уже давно находится, скажем так, на личном контроле главы государства – говорят, именно у Путина Жерар Депардье выпросил разрешения снимать в подлинных интерьерах, а в январе все мы слышали, как именно Путин интересовался прокатными перспективами ленты, вручая Депардье российский паспорт. Только этим можно объяснить, что художественно одно из слабейших и маловразумительных произведений года взялся прокатывать наш филиал «Уолта Диснея»: пятно на репутации – ничто по сравнению с Высокой Политикой. Пообещал президент своему новому гражданину, что того не обидят, – обещание выполнено. И даже странно, что премьеру провели не в Кремле, а агитация не работает по принципу «Пойди поддержи того парня». Это уже мелочи; тут главное, чтобы сам Депардье знал: картина вышла. Дошла ли она до народа – вопрос уже не самый принципиальный.

Во-вторых, новый «Распутин» — это довольно необычный случай, когда киноверсия старается максимально дистанцироваться от оригинального телесериала. Настолько, что из всех данных о выходящей в прокат картине старательно вымарывается имя режиссёра, её снявшего. Режиссёр, напомню, — это тот человек, который, быть может, и не задумывает проект (это смотря как обстоятельства сложились), но напрямую его воплощает – работая с группой, с актёрами, физически находясь на съёмочной площадке. В данном случае таковой была Жозе Дайан, знатная французская телевизионщица, за плечами которой, например, такие известные вещи как «Граф Монте-Кристо» с тем же Депардье и «Опасные связи» с Катрин Денев. Но надо ещё постараться найти её имя в рекламных материалах по фильму, каковой теперь значится работой … Ираклия Квирикадзе. Сам Квирикадзе этому повороту, надо сказать, был несказанно удивлён: на летней пресс-конференции («Распутин» закрывал ММКФ) он честно признавал, что является всего лишь режиссёром монтажа этой вот русской версии. А режиссёра монтажа всё-таки странно называть подлинным автором.

Хотя тут вопрос, конечно, в сравнении: что было – что стало? Видевшие собственно сериал говорят, что Квирикадзе фильм едва ли не «спас» — мол, было ещё много хуже.

Подробнее: Ridus.ru

*

По теме

Back to top button