Самарская пресса

Вышел в свет тринадцатый номер областной газеты «Культура» за 2013 год

В Самаре воздвигли памятник Буратино и торжественно открыли под депутатскую шутку о том, что «красной нитью в сказке «Золотой Ключик» проходит мысль о пагубности зарывания денег в Стране Дураков». Шутка двусмысленная, как и сам памятник.

В Самаре воздвигли памятник Буратино и торжественно открыли под депутатскую шутку о том, что «красной нитью в сказке «Золотой Ключик» проходит мысль о пагубности зарывания денег в Стране Дураков».

Вот об этом мы и попытались написать в настоящем номере нашей газеты: об утерянных традициях и новой мифологии Самары, о людях культуры и празднике духа, в котором мы стараемся не оказаться лишними.

На третьей полосе – редакторская статья «О самарской «особинке»: Самара внезапно озаботилась тем, как она выглядит в глазах окружающих. Но, как, видимо, и положено в купеческом городе, случилось это не в силу каких-то экзистенциальных обстоятельств, а потому, что пошел слух, что быть образованным, воспитанным, культурным, да ещё и со своею особинкой, – теперь выгодно. Вот эту выгоду Самара ныне и пытается отыскать.

Разворот четвертой и пятой полос отдан анонсу, перенесенного в этом году на октябрь Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест. Автор центральной статьи о фестивале «Золотой фонд петербургских сновидений» – инициатор и один из организаторов фестиваля Светлана Петровна ХУМАРЬЯН;

Художественный и личностный масштаб великой русской трагической балерины Аллы Яковлевны Шелест уже много лет позволяет организаторам фестиваля сосредотачивать внимание зрителей на различных аспектах классического балета. Так появились «Грезы белого балета», «Профили современного танца», «Жемчужины хореографии», «Душа танца», «Силуэты хореографических образов».

В этом году, на тринадцатом фестивале, нам хотелось обратить внимание поклонников балета на роль иллюзий, грёз, снов и призраков в балетных спектаклях. Да и число «13» имеет магический отблеск.

На шестой и седьмой полосах – обзор театральной жизни губернии: статья Маргариты ПРАСКОВЬИНОЙ об открытии «Волги театральной», итоговый обзор Татьяны БОГОМОЛОВОЙ о международном фестивале любительских театров в Похвистнево, анонс международного фестиваля кукольных театров, написанный Валерией КОНОПЛИЦКОЙ, и рецензия на премьеру Академического театра драмы «8 любящих женщин» Галины ТОРУНОВОЙ.

24 сентября – торжественный вечер, посвященный 100-летию кинотеатра «Художественный». О его истории рассуждает Борис Александрович КОЖИН – легенда самарской журналистики и кинодокументалистики:

Кинотеатру «Художественный» исполнилось 100 лет… А что же такое кинотеатр «Художественный»? Это один из символов нашего города, один из символов Самары, это то, без чего нет Самары. Как нет ее без Волги, без наших пляжей, без нашего драматического театра. Мне кажется, что сотни и сотни самарцев, куйбышевцев были бы другими, если бы не было кинотеатра «Художественный». Это он сделал их умнее, добрее, мудрее.

На одном с ним развороте – репортаж Виктории ТРИФОНОВОЙ с открытия фестиваля фестиваля документальных фильмов «Соль Земли».

«Музыкальная площадь» номера вобрала в себя рецензию на книгу прозы выдающегося композитора Всеволода Петровича Задерацкого «Золотое житье», интервью, которое Игорь ВОЩИНИН взял у Марка Когана, вернувшегося из Екатеринбурга с международного фестиваля духовых оркестров, и эссе Натальи ЭСКИНОЙ «Бабочки и слоны самарского модерна»;

«Русская музыка и модерн»? Все же я не узкий специалист по модерну, занимаюсь в основном барокко. Тут же успокаиваю себя. Какое это, в конечном счете, имеет значение? Ну, тремя столетиями раньше, тремя позже… Мои 1700-е – не настолько уж они отличаются от 1900-х. Может быть, модерн – вообще вещь вневременная? Как микроб, залетевший из космоса на метеорите, только и ждет благоприятных условий, чтобы пробудиться и заразить всю Самару?

Из бурлящей выставочной жизни Самары искусствовед Валентина ЧЕРНОВА на этот раз выбрала выставку Ивана Айвазовского из собрания Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург) и выставку авторской куклы в галерее «Новое пространство» Областной универсальной научной библиотеки.

«Место культуры» настоящего номера – Алексеевский район, отмечавший 185-летие Льва Николаевича Толстого. Об этом репортаж Екатерины ВЫРОВЦЕВОЙ «Самарский юбилей Льва Толстого, или Как найти зеленую палочку» на 14-й полосе:

Толстой, спасая жителей Патровки от нищеты и голода, обходил дома и переписывал жителей, чтобы ему поверили. Направленное им в редакцию «Московских ведомостей» письмо спасло жителей местных сел.

Евгений Шаповалов, первый человек, заговоривший о необходимости сохранить толстовские места и восстановить усадьбы, зафиксировал в книге воспоминаний крестьян о писателе фразу: «Не будь Толстого, не было бы и Патровки». И вот Патровка есть, Гавриловка есть, музеи и книги есть, только усадеб нет…

Грустить? Возмущаться? Толстой в дневнике обращается: «Знаю я, что все люди – люди, что все мы слабы, что все мы заблуждаемся и что нельзя одному человеку судить другого». Вот и потомки тех, кто знал Толстого, никого не судят, а верят в то, что живая память важнее безвозвратно потерянных строений.

15-я полоса отдана под редакторские рассуждения о проблемах туристической привлекательности Самарской области, обнажившихся в ходе конференции «Инвестиции и гостеприимство».

На 16-й полосе – материал Светланы ВНУКОВОЙ об итогах парижской выставки самарских и московских художников, в центре которой – фигура нашего земляка Юрия Коневского.

Герои полосы «Человек культуры» – солист Волжского народного хора Валерий Паршин, отметивший минувшим летом свое 70-летие, и недавно ушедший от нас турист и бард Сергей Анцинов, памяти которого отныне посвящен фестиваль «А в сентябре…»

Разворот из 18-й и 19-й полос – «Культура чтения. – Культурологические штудии» – вместил эссе Ии НЕМИРОВСКОЙ «Молодой человек, не имею чести с Вами быть знакомой»» и статью литературоведа Татьяны КАЗАРИНОЙ «Русский сверхчеловек на рандеву»:

Совпадения вообще подозрительны, а уж в литературе особенно. Понятно же, что практически каждый автор претендует на оригинальность, не хочет походить на других, на худой конец – надеется хоть чем-то от них отличаться. Поэтому если сразу во многих произведениях разных писателей появляется один и тот же сюжетный поворот или один на всех художественный приём, это вызывает интерес особого свойства. Ведь они же не сговаривались, и всё вышло само собой, – значит, дело не в авторской воле: здесь заявило о себе нечто более могущественное – пропечатался на поверхности текста некий бытийный сдвиг, обозначился новый тренд. В любом случае хочется разобраться, что за этим совпадением стоит. Кажется, что это позволит тебе узнать о нашем времени что-то такое, что писатели уже почувствовали, но ещё не высказали напрямую.

О психологии творчества беседуют на 20-21-й полосах психолог Светлана Исханова и наш корреспондент Светлана ВНУКОВА – «Фердипюкс и прочие неприятности». Здесь же эссе Екатерины СПИВАКОВСКОЙ «Огромные спасиба в любое время суток»:

Не знаю, в каком филологическом закоулке родилось опасливое приветствие «Доброго времени суток!», но, когда я впервые получила электронное письмо, начинавшееся с этих слов, мое мировосприятие заметно похилилось набок, а вскоре и совсем рухнуло. Мне казалось, что уж в этом-то нехитром приветствии ничто и никогда не изменится к худшему: близкие друзья при встрече так и будут доброжелательно кричать друг другу: «Привет!», школьные учителя никогда не изменят классической манере, входя в класс, говорить: «Здравствуйте, ребята, садитесь», все же остальные, вне зависимости от пола, расы, рода занятий и политических взглядов, так и будут использовать традиционный комплект приветствий, от «Доброго дня» до редуцированного «Здрасте».

Разве что в горячечном бреду мне могло привидеться, что, в своей заботе о степени политкорректности приветствия, кто-то на полном серьезе неуклюже обобщает «добрые»: «утро», «день» и «вечер» – в одно аморфное «время суток» в угоду всем часовым поясам сразу.

Последний разворот – «Память культуры» – разделили краевед Александр ЗАВАЛЬНЫЙ с исследовательской статьей о белочехах в Самаре и литературовед Сергей ГОЛУБКОВ с очередной главой создаваемого им «Самарского текста»:

Собственно, человек смотрит в окно, чтобы не просто праздно накопить разнородные внешние впечатления, а понять себя. Любое созерцание – это всегда ведь и настойчивое, порой мучительно трудное восхождение к себе, попытка реальной самоидентификации. И не только в масштабе отдельной личности, но и в масштабе города. Кто и что я есть? – вопрошает многооконная, многоглазая Самара, всматриваясь в ближние и запредельно дальние горизонты.

Предприимчивый «русский Чикаго», как именовали город когда-то в конце XIX столетия? Запасная столица, чем наш город выступил в годы великой войны? Случайный бивуак, если принять во внимание неухоженность городских территорий? Солидный научный центр с аэрокосмической доминантой, если вспомнить о перспективных разработках известных самарских ученых и конструкторов? Или исторический перекресток, так пока до конца и не осознавший свою истинную миссию?

Завершает номер – традиционная афиша «Самарские премьеры», анонсы новых книг и фильмов.

dolonyko.livejournal.com

*

По теме

Back to top button