Общество

Народный или академический? Заметки после концерта Волжского народного хора

Концерт коллектив хора посвятил памяти его музыкального «начальника» — Григория Фёдоровича Пономаренко. Был бы он жив, с помпой бы отметили его 90-летие.

Волжский народный хор знаю с момента его создания. Многие годы в нём работали некоторые мои знакомые. За становлением и его развитием следил постоянно. Бывал на его концертах не только в Куйбышеве, но и на Среднеазиатской и Украинской землях. Не знаю ни одного выступления, которое обходилось бы без многочисленных оваций и возгласов «Браво!» Стараюсь, от случаю к случаю, слушать его и в наши дни. Последний такой — вчера. В обновлённом здании театра оперы и балета.

Концерт коллектив хора посвятил памяти его музыкального «начальника» — Григория Фёдоровича Пономаренко. Был бы он жив, с помпой бы отметили его 90-летие.

Мои оценки. Голоса. Прекрасно и профессионально поставленные. Непонятно, правда, почему сольные номера идут без хоровой заставки — сзади никого нет. Сидящие музыканты из оркестра народных инструментов не в счёт. На мой взгляд, им вообще место на авансцене, а не у задника. Теряется рисунок хора. В прежние времена, что Пётр Милославов, что Михаил Чумаков расставляли артистов хора по устоявшейся схеме: сзади — мужская группа, перед ней — женская и ближе к занавесу оркестр. Зачем произошло разделение?

Танцевальная группа. Мужской её части не уставал бы рукоплескать и рукоплескать. Сохранена и народность плясок. Видимо, работает старая «домашняя» заготовка, разработчиком которой был Александр Клюнев. Чувствуется, что когда-то, в его бытность в хоре, или по приезду из Нижнего Новгорода, им были поставлены отдельные пляски, их конструкция сохранилась и поныне. Словом, к плясунам нет никаких претензий. Они к певцам.

Поскольку концерт посвящён памяти Григория Пономаренко, а только он, и именно он, первооткрыватель песенного Сергея Есенина, то почему в концерте «отговорила» одна лишь «Роща золотая»? И прозвучала она на низких нотах, хотя сама песня просит пафоса.Сегодня я сравниваю её с тем, как дарил нам «Рощу золотую» ансамбль «Орера». Сопоставление — не в пользу Волжского хора.

В ряду хористов стоял «аксакал» коллектива — народный артист России Валерий Паршин, но его тенор отдельно мы не услышали. В этой связи не удержусь от ностальгии.

Помню, стены дрожали, когда Геннадий Кудряшов выводил: «Есть на Волге утёс. / Диким мохом оброс. / От вершины до самого края. / И стоит сотни лет, / Только мохом одет. / А Ни заботы, ни горя, не зна-а-а-яяя…» Звенели потолочные люстры от Екатерины Степановой «За мой один единственный рассвет». А от «Весны заречной» в исполнении Валентины Михайловой-Бурыгиной почему-то мурашки бежали по телу.

Помнится, ни одно выступление Волжского хора, где бы ни шёл концерт, не обходилось без «визитной карточки» и самого хора и двух его «родоначальников» — поэта Вениамина Бурыгина и композитора Григория Пономаренко — песни «Волга — край морской». Вчера в концерте она звучала. Но я отметил бы, что ей надо или начинать концерт, или заканчивать. Всё-таки визитная карточка.

Общее замечание. Кажется, что в хоре слишком мало так называемых низких голосов. От этого хор «бледнеет». Но и высокие, что сохранены, не выкладываются, как мне показалось, до конца.

Вот и получается, что хор теряет народность, самобытность, стремится к академичности. А нам это надо? К тому же, зачем к наименованию «Волжский народный хор» добавили «русский». Ведь Поволжье, а хор представляет живущие здесь народы и народности, прежний состав хора всегда и представлял: то песнями, то плясками, то просто костюмами. Сегодня, что превалирует только русская культура?

Виктор Садовский

*

По теме

Back to top button