Мировая пресса

О пользе общения с природой (инопресса)

Многие дети, живущие в городе, лишены контакта с растениями, животными и птицами и черпают знания о них лишь из книг или фильмов. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах.

Мы умиляемся, когда ребенок, которого просят нарисовать цыпленка, изображает жареную курицу. Или когда на вопрос, откуда берется молоко, мы получаем ответ: из супермаркета. Но это вовсе не смешно. Многие дети, живущие в городе, лишены контакта с растениями, животными и птицами и черпают знания о них лишь из книг или фильмов. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах.

Многие дети добираются утром до школы на автобусе или автомобиле и возвращаются вечером домой таким же образом. Свободное время они предпочитают проводить дома за компьютером. Родители записывают их в разные кружки, чтобы обеспечить им светлое будущее, они заботятся о безопасности и здоровье своих детей, делают все возможное, чтобы те не промочили ноги, не испачкались…

В результате, миллионы детей не имеют возможности свободно гулять в парке, лазать по деревьям, строить шалаши, ловить бабочек, бросать камешки в лужу. По мнению экспертов, у детей, лишенных такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, болеют реже, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Различия между детьми, живущими в городе и сельской зоне, наблюдает почти ежедневно Кристина Гутьеррес, одна из директоров школы-фермы Ла-Гранха. «Через наш центр проходят дети из города и сельской местности, из государственных и частных школ… Около 10 тысяч в год. Мы имеем 20-летний опыт работы и видим, что те, кто приезжают из города или поселков городского типа, очень нервные, резкие, громко говорят, все время находятся в движении, пытаются быстро осмотреть все, как будто боясь, что им не хватит на это времени. Жители села, напротив, более спокойные, независимые и бесстрашные. Городские дети боятся гулять в лесу, не садятся на пол, чтобы не испачкаться, их раздражают камни на дороге или дождливая погода, так как им кажется, что все должно удовлетворять их интересы», — говорит Гутьеррес.

Общение с природой улучшает моторику, считает Кристина Гутьеррес. «Дети от одного года до трех лет, посещающие наш детский сад, гораздо лучше ориентируются в лесу, чем 5-летние жители Барселоны, не умеющие забраться на холм, спотыкающиеся о камни и начинающие плакать, если они упали», — говорит она. По ее словам, этот пример (умение переступать камни, падать, вставать и продолжать путь) демонстрирует, как важно общение с природой для эмоционального развития детей. «В пути гораздо проще выработать выносливость. Если идет дождь, ты промокаешь и стараешься не обращать на это внимание, если ты споткнулся или устал, ты вынужден терпеть и продолжать путь.

Контакт с животными и растениями способствует развитию сочувствия и уважения к окружающим, а созерцание и наблюдение за явлениями природы создают чувство покоя. Таким простым и естественным образом можно развить многие способности», — заявляет она.

Директор центра Ла-Гранха уверяет, что, общаясь с природой, дети испытывают меньше негативных эмоций, становятся более наблюдательными и более благодарными. Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что у более благодарных людей лучше работает сердце, так как чувство благодарности способствует высвобождению эндорфинов, регулирующих артериальное давление. Ссылаясь на результаты научных исследований, свидетельствующих о пользе общения детей с природой, Кристина Гутьеррес вспоминает, что «в условиях ограниченного пространства накапливаются положительные ионы, вызывающие головную боль, нервозность и плохое самочувствие. С другой стороны, на открытой местности: у реки или в лесу, например, образуются ионы отрицательные, положительно влияющие на здоровье и состояние души. Таким образом, можно провести час в горах, чтобы улучшить самочувствие и зарядиться «хорошими» ионами.

Корралиса и Кольядо обнаружили также, что существует взаимосвязь между количеством зеленых насаждений в школьных дворах и самочувствием школьников. «Чем больше природы рядом, тем быстрее проходит усталость у детей, они более внимательны и лучше осознают свою взаимосвязь с окружающим миром», — уверяет сотрудник мадридского университета.

Оригинал публикации:

InoSMI

*

По теме

Back to top button