Культура в России

Лучшие «оружейные» постеры

На российской афише фильма «Возвращение героя» вернувшийся к нам Арнольд Шварценеггер изображён вовсю строчащим из грозного пулемёта. Приняв во внимание веками сложившуюся любовь мужского населения ко всякого рода «стрелялкам», Киноридус задумался: а сколь часто огнестрельное оружие становилось центральным образом кинопостеров? И составил праздничный «оружейный топ» — специально в честь 23 февраля.

Начнём со святого – пусть это и очевидное исключение из дальнейшего оружейного списка. Всей мощью устрашающих пушек заявлял о себе советский кинематограф – а вместе с ним и вся молодая советская страна. Но плакат не обманывал: «Броненосец «Потёмкин» (1925) и правда бил наотмашь, пробивая любую «капиталистическую» преграду. Патриотический госзаказ, приуроченный к 20-летию первой российской революции, гений Сергея Эйзенштейна превратил в шедевр на все времена. В картину, значение которой нисколько не снизилось даже после того, как СССР исчез с политической карты мира. Эти пушки уже никогда не умолкнут и никогда не сдадутся.

1930-й год, США – «Маленький Цезарь» Мервина ЛеРоя. Да, поскромнее. Не столь, конечно, впечатляет, как пушки Эйзенштейна, но тоже знаменует собою эпоху – расцвет заморской преступности. История мелкого бандита, постепенно поднимающегося по карьерной лестнице чикагского криминалитета, входит в десятку величайших гангстерских фильмов по версии Американского киноинститута.

Какой плакат, а! И ведь никогда не подумаешь, что нарисован он для … документальной картины! «Мемфис Белль: История летающей крепости» (1944) – 45-минутный рассказ о последней миссии в небе Германии команды бомбардировщика В17 – «Красавицы Мемфиса». В 1990-м вышла игровая картина, описывающая эти же события, но у неё уже не было столь же впечатляющего постера, как у этой ленты – снятой, кстати, классиком мирового кино Уильямом Уайлером, который впоследствии поставит «Бен-Гура» и «Римские каникулы».

Сталлоне, разумеется, у нас еще будет, куда без него – но согласитесь, что на этом плакате он — вовсе не главное. Если честно, его поначалу можно даже и не заметить – ибо центром плаката является… Да вы сами видите. «Стой! Или моя мама будет стрелять» (1992) – одна из попыток мускулистого парня разнообразить амплуа и перейти в стан комедии. Судя по тому, что сам Сильвестр считает её худшим своим фильмом, — не то чтобы удачная.

И снова Сталлоне, теперь настоящий: «Рэмбо. Первая кровь». Эх, каким он парнем был!.. Орёл! Сокол! 1982-й.

И возвращаемся к тому, с чего начали: Арнольд Шварценеггер, «Возвращение героя», смотрите на экранах страны. Как сказал бы другой отечественный классик: есть еще порох в пороховницах — и возраст тут не помеха! Но надо заметить следующее: российский дубляж уважительно именует данный пулемёт «Максимом» — что, конечно, приятно нашему уху. Однако подлинные специалисты утверждают, что это не менее легендарный «The Vickers Machine Gun» – так что доверимся им в данном вопросе.

Тем более что если сравнить пулемёт в руках Арни с оружием времен Гражданской войны – да, разница заметна невооружённым взглядом. «Чапаев» 1934-го года — легендарный шедевр, память о котором никак не омрачится, сколько бы современных телесериалов про Василия Ивановича нынешние «умельцы» не наделали. Фильм, изменивший советское кино ровно в той же степени, как десятилетием ранее это сделал «Броненосец «Потёмкин». Эйзенштейн показал, что такое «авторский фильм», братья Васильевы – какова на самом деле подлинно зрительская картина. И пусть пушки сменились пулемётом, прорывной сути кинематографа это не изменило. Чапай стал главным героем страны вплоть до появления Штирлица – но и потом почти не уступил своих честно завоёванных позиций. Хотя строчит из пулёмета, конечно же, Петька, вспомним и его добрым словом. Про Анку промолчим – женщин мы будем поздравлять через две недели.

Подробнее: www.Ridus.ru

*

По теме

Back to top button