Культура в России

На Берлинале показали два фильма о надежде и один — о русской безнадеге

Вот уже третий раз подряд, вслед за Каннами и Венецией, повестку международного кинофестиваля со снайперской точностью определяет австриец Ульрих Зайдль. Точнее, название его очередного фильма. В конкурсе Берлинале накануне показали заключительную часть трилогии «Рай» – «Надежда». Именно американской надежде на повсеместное торжество справедливости посвящена «Земля обетованная» Гаса Ван Сента. Как «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова – русской безнадеге. Что касается самого Зайдля, то его история – вне времени и пространства, как каждая история первой любви.

Ван Сент и Хлебников по очереди рассказывают историю горожанина, попавшего в глубинку, которая имеет все шансы превратить их добрые намерения в удобрения. Мэтт Дэймон в «Земле обетованной» (кроме главной роли, актер выступил в роли сценариста и продюсера) – специалист крупной энергетической компании, в чьи обязанности входит убедить фермеров продать свои земли для ведения работ по добыче природного газа. Но чем больше времени он проводит в местном баре, тем яснее ему раскрывается хитроумный и подлый корпоративный обман.

Александр Яценко в «Долгой счастливой жизни» – энтузиаст, набравший кредитов, чтобы устроить собственное фермерское хозяйство. Неизбежно прогорев, он встречается с людьми в костюмах из местной администрации, которые отрабатывают заказ более расторопного бизнесмена по превращению картофельных полей в элитный коттеджный поселок. Яценко от сделки светит неплохая денежная компенсация, а вот его рабочим – долгая нищая жизнь. Прикинув все шансы и выслушав отповедь деревенских, утверждающие, что они за него – горой, Яценко отказывается подписать нужные документы. Одновременно подписывая себе приговор.

Персонаж Дэймона – еще одна разновидность уставшего от жизни клерка. Из всех целей в жизни ему ближе одна – fuck-you-money. То есть заработать столько денег, чтобы можно было послать всех: квартплату, кредиты, работу. Но даже этот крик души, оборванный ударом кулака в нос глубоко в сельской глуши, не способен заглушить его врожденного благородства.

Подробнее на сайте Московский Комсомолец

№ 26160 от 11 февраля 2013 г.

*

По теме

Back to top button