Здравствуй, самарский народ

Продолжение темы. О недавнем происшествии с Як-18Т

6 января недалеко от Тольятти совершил аварийную посадку на лед Куйбышевского водохранилища легкий четырехместный самолет малой авиации Як-18Т. У самолета подломилась стойка шасси и повредилось крыло. Пилот не пострадал. Тема обсуждается в самарском интернете. Пару слов о малой авиации и недавнем происшествии с Як-18Т. Новость не комментирую, догадки СМИ тоже. Что сказать по этому поводу?

Блог Андрея Соколова


Крушение самолета ЯК-18 под Тольятти crash plane Jak-18
TheCatsandNews

Первое — это поздравить Володю Еремина, ибо «летчик жив — полет удался». Надеюсь, вчитается теперь в учебник практической аэродинамики и побережет второй свой самолет.

Второе — это не следует слушать бред чиновников и СМИ про «не имел летного удостоверения и самолет не был зарегистрирован«. Никакого отношения к происшествию первые два обстоятельства не имеют и только являют собой пример последствий государственного саботажа развития малой авиации.

Поясню.

При любых отказах двигателя на данном типе ничего страшного не происходит: самолет учебно-тренировочный с V-образным крылом, хорошо планирует и садится на брюхо без шасси. Более того, имитация отказа двигателя (ИОД) отрабатывается летчиками с постоянной периодичностью, это составная часть учебного курса и контрольных полетов. А вот виражи на малой высоте, да еще с запредельным креном, приводят именно к такому результату: потере скорости и нисходящей спирали, что мы и видим. Возможный отказ двигателя никакого отношения к такому положению самолета в воздухе не имеет. В здравом рассудке ни один летчик, даже при отказе двигателя, не создаст ТАКОЙ крен на ТАКОЙ скорости и высоте — это азы.

Изначально Як-18Т был разработан и строился для первоначального обучения пилотов гражданской авиации в летных училищах. Сейчас же летные училища и академии десятками закупают американские Сессны, обучают на них пилотов гражданской авиации и на отечественную технику вообще не ориентируются. Да ее и не собираются промышленно производить.

Теперь про саботаж. Вся проблема малой авиации и самолетного спорта в том, что сегодня в России созданы все условия, чтобы малая авиация и самолетный спорт загнулись. Это касается и пилотов-любителей и спортсменов, уровня Светланы Капаниной.

Сегодня получить пилотское удостоверение крайне тяжело и дорого: летный час стоит более 10 тысяч, для получения пилотского требуется 42 часа полетов + расходы на получение удостоверения. Все выливается примерно в 500 тысяч рублей. Но это не все — еще надо найти место, где можно обучиться и получить летные часы на требуемом типе самолета. В Самаре, в полной мере, это благо доступно только в одном месте. Доступных типов самолетов для обучения всего лишь два, что совершенно не отвечает потребностям и возможностям сегодняшнего дня.

Единицы аэроклубов по всей России могут оформить документы для получения статуса учебного центра, либо располагают аэродромом. Все находится в государственной собственности, т.е. бесхозно — государство выполняет роль собаки на сене. Аэродромное же оборудование гниет или разворовывается. Пример тому — «Аэропорт-2» в Смышляевке и масса других примеров в нашей области.

Парк самолетов сегодня представлен, как правило, довольно изношенными Як-52 и Як-18Т. Частных самолетов, если не единицы, то очень мало. Страна сегодня вообще не производит эти типы самолетов, выполняет только очень дорогой и вялотекущий ресурсный ремонт с оформлением кип ненужных документов. Это приводит к невозможности оформления сертификата летной годности, который необходим для регистрации самолетов. Подчеркну, что речь идет не об исправности техники, а о возможности законно зарегистрировать самолет и поддерживать на нем свое летное мастерство.

Яркий пример в дополнение. Вы летаете в командировки? Как полетите — обратите внимание на регистрацию самолета. Российскую регистрацию гражданского лайнера днем с огнем не сыскать. Как правило, все самолеты российских авиакомпаний, в т.ч. Аэрофлота, зарегистрированы на Бермудах. Вероятно там сильна авиационная промышленность и дети рождаются сразу пилотами. Странно, да? И не слушайте сказки про лизинг, хотя и он имеет значение.

Возвращаясь к малой авиации. Все вышеперечисленное именно те причины, по которым летчики летают без удостоверений и на незарегистрированных личных или клубных самолетах. Это лишь бумажки. А самолеты летают по законам аэродинамики, к которым никакие «бумажки» отношения не имеют. Судите сами: кто будет летать без пилотского и на незарегистрированном самолете, если все доступно и отлажено в государственной машине? Сдал экзамен, зарегистрировал самолет и летай! Но нет, власть создала все возможные бюрократические преграды.

Почему все так? Потому, что власть такая. А в Самаре этот вопрос можно задать руководителю Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ. Тел. 222 91 46, спросить Шубина Валерия Николаевича.

*

По теме

Back to top button